Зачем нужны третейские суды?

17 ноября 2016

Какие дела можно рассматривать без участия государства? Почему журналистов не пускают на заседания третейского суда? И почему возникла необходимость чистки рядов в системе народного судопроизводства, рассказывает Олег Коробов, председатель Волгоградского третейского суда для разрешения экономических споров при Волгоградской торгово-промышленной палате.

 

 

 

 

«Людям трудно самим умириться между собой, но как только станет между ними третий, он их вдруг примирит. Оттого-то у нас всегда имел такую силу третейский суд, истое произведение земли нашей. Успевший доселе более всех других судов… Вот почему у нас… могут быть прекращены самые застарелые ссоры и тяжбы, если только станет среди тяжущихся человек истинно благородный, уважаемый всеми и притом еще знаток человеческого сердца».

Н. В. Гоголь

 

 

? Олег Александрович, в чем принципиальное отличие третейского суда от обычного?

– Третейский суд, или, как его еще называют, арбитраж (не путать с системой Арбитражных судов РФ) создают при некоммерческих организациях в целях урегулирования гражданско-правовых споров между юридическими лицами или гражданами. Это альтернатива государственным учреждениям – Арбитражному суду и суду общей юрисдикции.

Примером спора, по которому могут обратиться в третейский суд физические лица, может быть банальное взыскание долга с соседа, с которым вы не хотите напряженности в отношениях и обоюдно согласны разрешить спор в рамках правового поля.

? То есть разрешение спора обходится с обоюдного согласия сторон без привлечения государства?

– Да. Для разбирательства с привлечением третьей стороны участники должны заключить между собой соответствующее соглашение. Стороны сами определяют конкретный третейский суд и состав арбитров. Это позволяет выбирать профессионалов, знакомых со многими аспектами не только права, но и бизнеса.

Также по общему правилу разбирательство в третейском суде конфиденциально. Слушание дела проходит в закрытом режиме. Поэтому в третейском суде не может быть прессы и вольных слушателей.

Отличие еще и в том, что третейское разбирательство более экономично – как в плане издержек, связанных с ведением процедуры, так и относительно затраченного сторонами времени. Согласно установленному регламенту эта сумма в два раза меньше, чем в обычном суде. В нашем случае средства поступают не конкретному лицу, а на счет Торгово-промышленной палаты. Платить за сбор может та сторона, которая обращается в суд, но также стороны могут договориться и распределить расходы поровну.

И, конечно, суть процедуры третейского разбирательства направлена на сохранение и укрепление между сторонами партнерских отношений и больше применимо к ситуациям, когда между людьми есть доверие. Они понимают, что, если идти в государственную судебную систему, можно потратить деньги, время и нервы.

? А когда появились третейские суды?

– Процедура внегосударственного правового разрешения конфликтных ситуаций возникла намного раньше государственной системы судов. Многие авторы относят этот процесс ко временам Древней Греции и Древнего Рима.

Что касается отечественной практики, то из письменных памятников литературы следует, что наши предки еще в ХIV–ХVI веках «судились перед третьим». В ХVIII веке с целью разгрузить государственную судебную систему в стране было принято около 20 актов, которые регламентировали возможность рассмотрения споров «по справедливости», «принятым обычаям».

Однако начало официальной истории третейских судов специалисты-исследователи связывают с положением «О третейском суде Российской империи», утвержденным Николаем I. Этот документ отменил многочисленные разрозненные нормативные акты, существовавшие на тот момент. Некоторые его положения во многом схожи с современными нормами.

? Все мы помним товарищеские суды советских времен. Это то же самое?

– Надо сказать, что в начале своего существования советская власть планировала активно развивать институт третейского судейства. Причем в сферу его полномочий включили рассмотрение не только гражданских дел, но и частноуголовных – например о личном оскорблении. В период НЭПа к третейскому суду прибегали частные предприниматели, заинтересованные в скором, профессиональном и конфиденциальном разбирательстве.

В 30-е годы были организованы Морская арбитражная комиссия и Внешнеторговая арбитражная комиссии как новые формы советских третейских судов.

Однако затем на протяжении долгого времени институту не уделялось никакого внимания, поэтому постепенно все сошло на нет.

Что касается товарищеских судов, то они имеют мало общего с концепцией современных третейских судов. Такие органы были призваны помочь госорганам в защите правопорядка посредством нравственного воспитания правонарушителя. Компетенцией товарищеского суда было рассмотрение дел о мелких антиобщественных проступках, а также ситуации, связанные с общественным обликом советского гражданина.

? Почему третейские суды до сих пор актуальны?

– События конца 90-х годов XX века в нашей стране показали неспособность государственной системы разрешить все правовые споры в условиях рыночной экономики. Следствием этого стало создание многочисленных третейских судов при торгово-промышленных палатах субъектов Федерации, различных ассоциациях, объединениях и так далее. Но сейчас система на пороге реформы – 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

? В чем суть реформы?

– Дело в том, что сейчас в России нет единой базы третейских судов. Новый закон предусматривает, что в каждом субъекте РФ произойдет глобальная чистка, по итогам которой останется не более двух – трех судов. Цель реформы – создание единого реестра, где не будет места для так называемым карманным судам. Следующий год станет переходным в этом отношении, поэтому все, кто захочет подтвердить свой статус, должны будут пройти аккредитацию. Сначала суды самостоятельно боролись с недобросовестными компаниями, называющими себя третейскими судами, теперь же чистка произойдет на законодательном уровне. Третейские суды должны быть авторитетными, дорожащими своей деловой репутацией и вызывающими доверие у граждан.

? Как выглядит сам процесс разбирательства с привлечением третьей стороны. Так же, как в обычном суде?

– В принципе да, только процедура проще и все формальности сведены к минимуму. Нет таких сложностей, как в государственном суде. Например, в традиционном процессе неизбежны несколько этапов: предварительное заседание, потом судебное заседание, потом кто-то может произвести замену адвоката или ответчика. Я уже не говорю о том, сколько времени тратится на исследование каждого дела, ведь параллельно у них есть еще дела. Потом каждый лист дела оглашают, зачитывают – все это трата времени. В третейском суде к каждому делу назначается судья, две стороны приходят на заседание, каждый высказывает свою позицию, по итогу слушания выносится решение. Без лишнего формализма.

? С какими делами к вам обычно приходят?

– В Волгограде в настоящее время действует несколько третейских судов. Суд при Торгово-промышленной палате, существующий с 1998 года, рассматривает споры между гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Предметом разбирательства являются, как правило, разногласия в сфере договорных отношений: купля-продажа, поставка, дарение, аренда, подряд, перевозка, залог и другие.

? А какие дела третейские суды не рассматривают?

– В третейских судах не могут быть рассмотрены уголовные, административные дела, споры с государственными органами, а также дела, которые относятся к исключительной компетенции государственных судебных органов (например, дела о банкротстве, создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о защите деловой репутации и другие).

? Как вы думаете, всегда ли будут существовать третейские суды?

За всю историю человечества между людьми всегда возникали гражданско-правовые споры, которые они не могли решить самостоятельно. Статус «третьего», судьи, был авторитетным. Поэтому сейчас снова остро стоит вопрос повышения авторитета третейских судов.