В Волгоградском регионе речные перевозки способны стать стимулом для экономики

15 августа 2016

 

Сегодня, 15 августа, Президент РФ Владимир Путин провел в Волгограде выездное заседание Госсовета РФ по вопросам развития внутренних водных путей. Участниками заседания стали чиновники федеральных ведомств и главы регионов, чьи экономические интересы связаны с развитием речных путей. 

 

 

Владимир Путин в ходе визита в Волгоград оценил выставку «Водный транспорт – задачи настоящего, перспективы будущего». В экспозиции, размещенной в акватории Волги, – макеты современных речных судов пассажирского и товарного назначения и проекты Багаевского и Нижегородского гидроузлов, которые названы точками роста Волго-Донского судохождения.

 

– Мы собрались в Волгограде, на берегу Волги, неслучайно, – отметил Владимир Путин. – На повестке дня – вопрос развития внутренних водных путей России, проблема важная как для Поволжья, так и для всей России.

 

Судоходные пути сообщения проходят по 60 регионам страны, в этих областях проживает 80% населения России и производится до 90% внутреннего валового продукта, подчеркнул президент.

 

 

Вместо автомобиля – речные суда

 

Водные пути долгое время были главными магистралями для перевозки грузов и пассажиров, и сейчас реки и каналы продолжают обеспечивать торговые контакты между регионами. Но, как было отмечено в ходе заседания, индустрия речных грузоперевозок терпит миллиардные убытки из-за снижения грузооборота. Все чаще перевозчики предпочитают пользоваться автомобильными или железнодорожными магистралями для доставки грузов. По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, с экономической точки зрения это необоснованно: один речной состав грузоподъемностью 8 тысяч тонн способен заменить 400 20-тонных грузовых автомобилей.

 

Направления водных путей часто совпадают с автомобильными, поэтому правительство уже несколько лет работает над переориентацией грузов на внутренние водные пути. Например, был введен запрет на перевозку грузов тяжеловесами по автотрассам, в обход внутригородских магистралей пускают многотоннажные фуры. Сегодня, 15 августа, в Волгограде Максим Соколов заявил о новом варианте стимулирования речных грузоперевозок.

 

– Период речной навигации совпадает с периодом повышения нагрузки на автодороги из-за роста сезонных перевозок грузов и пассажиров, – напомнил министр. – В рамках уже принятых решений, используя систему «Платон», возможно стимулирование речных грузоперевозок путем повышения тарифа на автодорогах. Это будет оправдано в период речной навигации, с апреля по ноябрь.

 

Соколов отметил, что в летний период пик нагрузки приходится также и на железные дороги, поэтому необходимо проработать отмену скидок на перевозку массовых и тяжеловесных грузов железнодорожным транспортом.

 

Ставка на круизное судоходство  

 

Инфраструктурные ограничения – еще одно препятствие на пути развития внутреннего водного грузового и пассажирского сообщения. Маловодье, недостающая глубина  и отсутствие развитой причальной инфраструктуры – проблемы, которые нужно решать.

 

– Именно маловодье стало причиной разделения Волги и Нижнего Дона на разные судоходные участки, – подчеркнул Владимир Путин. – Мы разговаривали об этом с волгоградским губернатором (Андреем Бочаровым. – прим. ред.), в этом году вроде уровень воды в реках приличный, но так бывает далеко не всегда.

 

Таким образом, из-за снижения глубины волго-донских водных путей утратили популярность круизные туры из Петербурга и Москвы по направлению к Югу России. По мнению правительства, восстановлению этих проектов следует уделить приоритетное внимание.

 

Помощь тут окажет строительство Нижегородского и Багаевского низконапорных гидроузлов. По итогам Госсовета также принято решение рассмотреть предложение Минтранса РФ о введении 15-дневного безвизового режима для иностранцев, прибывающих в Россию через аэропорты городов со статусом крупных речных портов – Казани, Ростова, Астрахани, Волгограда.

 

Волгоград - транспортный узел федерального значения 

 

Прошедшее сегодня заседание Госсовета в Волгограде, по мнению экспертов, укрепляет статус региона как партнера Федерации в крупных инфраструктурных проектах. Выбор города, который является портом пяти морей, в качестве площадки для обсуждения развития водных путей в очередной раз подтверждает, что федеральные власти рассматривают Волгоград как транспортный узел всероссийского значения. Также развитие речного сообщения напрямую соприкасается с основными отраслями волгоградской экономики. Это промышленность, сельское хозяйство, торговая логистика, которые напрямую зависят от речных путей. Именно эти сферы включены в программу комплексного развития территорий, о которой заявлено в долгосрочной стратегии развития Волгоградской области, принятой губернатором Андреем Бочаровым. А разгрузка дорог и перевод транспортных потоков на реки помогут в реализации комплексного плана губернатора по освобождению Волгограда от транзитных фур, разбивающих городские дороги.

 

Транспортный потенциал Волгограда осмотрел президент

 

Владимир Путин, покидая Волгоград, осмотрел новый терминал аэропорта, который был открыт 10 августа 2016 года. Напомним, он рассчитан на обслуживание до 300 человек в час и построен в рамках подготовки к мундиалю 2018 года. Также президенту показали макет комплексной модернизации воздушной гавани города-героя – окончательный ее облик после всех этапов реконструкции. Президента ознакомили с используемыми тут передовыми системами безопасности, например, показали работу инновационной мобильной системы рентгеновского контроля «Дозор», созданной на основе отечественных технологий.

 

Дорога в аэропорт гостей из Москвы также пролегала по основным шоссе и развязкам. Дороги почти отремонтированы в областном центре к чемпионату мира по футболу 2018 года. Шоссе Авиаторов, проспект Жукова, комплексная реконструкция улицы Невской и Комсомольского моста – на этих объектах удалось за короткие сроки выполнить большие объемы работ, все они строятся или реконструируются с большим опережением графика. Напомним, терминал был построен в течение двух лет, в рекордные сроки, в сентябре этого года уже планируется полностью открыть Комсомольский мост.

 

Действительно, два года назад в Волгограде была маловероятна реализация подобных масштабных проектов. В 2014 году удалось остановить движение назад, когда реализация подобных инфраструктурных проектов стала приоритетным направлением долгосрочной стратегии развития Волгоградской области, утверждённой губернатором Андреем Бочаровым. Но работа продолжает движение вперёд. Например, на базе аэропорта Волгограда планируется создание уникального интермодального пересадочного узла, который объединит пассажиров воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

 

– Сменив два года назад руководство региона, Путин поставил перед Бочаровым задачи по наведению порядка и комплексному развитию территорий, – считает главный редактор еженедельника «МК в Волгограде», член Клуба экспертов Волгограда Евгений Калинин. – И губернатор эффективно, планомерно решает эти задачи, они стали приоритетом в долгосрочной стратегии развития региона. Самое главное, сегодня уже все могут видеть первые результаты этой работы. Можно не сомневаться, что движение вперед будет продолжаться.

 

 

Мнение эксперта:

Евгений Калинин отмечает, что в выборе федеральными чиновниками места проведения заседания Госсовета есть и политическая подоплека.

– Изначально в качестве площадки для проведения выездного заседания Госсовета называли другой волжский город – Астрахань, однако ситуацию переиграли в пользу Волгограда, – отмечает эксперт. – Такой ход можно трактовать как признак доверия руководства страны к областным властям. Очевидно, что федеральный центр одобряет стратегию развития Волгоградской области, призванную реализовать ее мощный экономический потенциал. Особый символизм заключается в том, что Путин именно в Волгограде говорил о значимости российских рек и отдельно заострял внимание на судьбе Волге, крупнейшей реки Европы.