Президент РФ: «Возрождению судоходства — приоритетную поддержку»

Фото http://kremlin.ru
15 августа в Волгограде состоялось выездное заседание Президиума Госсовета РФ. Город-герой стал всероссийской площадкой для обсуждения вопросов построения эффективной системы госуправления внутренними водными путями страны.
Встреча проходила на Центральной набережной у бронекатера БК-13, где был специально построен мобильный городок. Перед заседанием глава государства осмотрел выставку «Водный транспорт – задачи настоящего, перспективы будущего», на которой были представлены, в частности, макеты современных речных судов разного назначения – как проектируемых, так и запущенных в производство.
Отметим, что местом проведения выездного заседания Волгоградская область была выбрана не случайно. По словам Президента, вопрос о развитии внутренних водных путей России чрезвычайно важен не только для Поволжья, но и для всей страны.
На встрече присутствовали федеральные министры, руководители ключевых ведомств, полномочный представитель Президента РФ в ЮФО Владимир Устинов, губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. Также в обсуждении приняли участие высшие должностные лица субъектов РФ, главы госкорпораций и транспортных компаний.
Как было заявлено в ходе выступления, судоходные пути сообщения проходят по 60 регионам страны. В этих областях проживает 80 процентов населения России и производится до 90 процентов внутреннего валового продукта. По словам Владимира Путина, такая плотность водных путей сопоставима с железными дорогами. Однако, проблемы не позволяют использовать эти водные артерии в полную силу. Реки России не задействованы в решении задач в таких ключевых сферах, как гидроэнергетика, ЖКХ, сельское хозяйство.
Владимир Путин предложил проанализировать проблемы, мешающие развитию этой чрезвычайно важной области, чтобы сформулировать комплекс действенных мер.
– Необходимо преодоление инфраструктурных ограничений. Это снижение глубины водных путей, она в последние 25 лет сократилась в среднем на четверть, – отметил Президент РФ.
Проблемы усугубляются маловодностью ряда рек. В таких условиях более половины судов не могут ходить с полной загрузкой, что ведёт к финансовым потерям и увеличению количества убыточных рейсов. В частности, грузооборот водного транспорта уменьшился в 3,3 раза. Во многих водоемах глубина значительно ниже минимально необходимой для прохождения судов.
– Это привело к разделению Волги и Нижнего Дона на отдельные участки, – отметил президент. – Сейчас мы с губернатором (Андреем Бочаровым, губернатором Волгоградской области. – Прим. ред.) разговаривали, в этом году вроде воды достаточно, уровень приличный, но так бывает далеко не всегда.
Однако в целом можно говорить о фактическом прекращении сквозного судоходства для грузовых и пассажирских судов. Результат – потерянные популярные туры из Петербурга и Москвы в направлении южных регионов России.
Президент Владимир Путин также предложил продумать стратегию возрождения и стимулирования речного круизного отдыха. Одно из таких начинаний было представлено прямо во время заседания. На встрече состоялось прямое включение из Астрахани, где на судостроительном заводе стартует производство нового круизного пассажирское судна класса «река – море», которое не имеет аналогов в истории отечественного пассажирского судостроения.
Также специалисты связывают надежды на восстановление регулярного круизного судоходства со строительством Нижегородского низконапорного гидроузла. Планомерное развитие внутренних водных путей даст импульс для совершенствования туристической инфраструктуры во всех поволжских городах, в том числе и в Волгограде. Мегаполисы обзаведутся благоустроенными причалами, набережными, зелёными стоянками, пляжами, вокзалами.
Однако, по мнению главы государства, проектам в этой сфере следует уделить приоритетную поддержку. При этом все стадии проектирования и экспертизы должны идти в тесном контакте с природоохранными ведомствами и ведущими экологическими организациями.
– Природная среда Волги, других наших рек бесценна и абсолютно уникальна, – напомнил глава государства. – Необходимо сделать всё, чтобы минимизировать возможный ущерб, свести его к нулю.
Также на Госсовете прозвучало предложение о введении 15-дневного безвизового режима для иностранцев, прибывающих в Россию через аэропорты речных городов – Казани, Ростова, Астрахани, Волгограда – для дальнейшего путешествия по рекам России.