Страшный пожар пришел с воды
? ДОРОГАЯ РЕДАКЦИЯ! С УДОВОЛЬСТВИЕМ ЧИТАЮ ВАШУ ГАЗЕТУ. БЫЛО БЫ ЗДОРОВО, ЕСЛИ БЫ ВЫ ПУБЛИКОВАЛИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗВЕСТНЫХ АВТОРОВ, БЫВАВШИХ В НАШЕМ ГОРОДЕ И ЗАПЕЧАТЛЕВШИХ КАКИЕ-ТО ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ. НЕДАВНО, НАПРИМЕР, НАТКНУЛАСЬ НА ОЧЕРК КУПРИНА "ЦАРИЦЫНСКОЕ ПОЖАРИЩЕ". ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО – ЧИТАЛИ НА УРОКЕ ВМЕСТЕ С УЧЕНИКАМИ. ЭТО ЖЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЕЙШИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ! КАК ВАМ ТАКАЯ ИДЕЯ?
Иветта Михайловна Шинкаренко, учитель русского языка и литературы
Уважаемая Иветта Михайловна! Идея замечательная – беремся за реализацию. Прежде всего предлагаем читателям познакомиться с тем самым очерком Александра Куприна, который после воинской службы занимался журналистикой, много колесил по стране в поисках впечатлений и материала для своих произведений. Возможно, этот очерк не вошел в золотой фонд отечественной литературы, но жителям нашего города он, безусловно, интересен. К материалу прилагаем некоторые пояснения, своего рода заметки на полях, которые помогут составить более полную картину описываемых событий.
Что известно сегодня о том пожаре?
Пожар, произошедший 13 июня 1901 года считается чуть ли не крупнейшим во всей истории нашего города. Как рассказала Наталья Абрамова, сотрудник ГУ МЧС по региону, вероятной причиной стала неосторожность – один из рабочих закурил на судне целого торгового каравана и, видимо, плохо затушил папироску. Лес мгновенно вспыхнул.
– Полностью огонь уничтожил три беляны, – продолжает Наталья Николаевна, – остальные удалось отстоять, хотя они и были сильно повреждены.
Ситуация усугублялась тем, что на берегу, как и на кораблях, штабелями лежал заготовленный лес. Естественно, что и он загорелся. А уже с берега огонь начал распространяться и на жилые дома. В то время подавляющее большинство построек в Царицыне были деревянными, поэтому можно представить, какая началась катастрофа.
– Выгорело примерно половина зданий, – говорит Наталья Абрамова. – Другую половину общими усилиями царицынских пожарных и населения все же смогли спасти. Без преувеличения с огнем боролся весь город.
Разбушевавшееся пламя удалось утихомирить только через несколько дней. Точное количество погибших неизвестно, но люди погибли, как на кораблях, так и в самом городе. Огромное количество царицынцев осталось без крова – город по сути пришлось отстраивать заново.
Что такое беляны?
– Беляны – это баржи, предназначенные для перевозки леса, – рассказывает Виктор Чеховских, капитан теплохода "Александр Невский". – Название свое получили потому, что строились из бревен, лишенных коры, отсюда впечатления белого судна. Интересно, что вначале они строились без единого гвоздя, не смолились, поскольку их разбирали на стройматериалы, как только они приходили в пункт назначения. Ходили такие одноразовые суда только в одном направлении – с верховья до низовья рек и не заходили дальше Астрахани. Размеры уникальных барж были не хуже современных океанских лайнеров – некоторые достигали 120 метров в длину и тридцати в ширину. Внешне беляна казалась неуклюжей, но на деле была маневренной. Управлялась она так называемым "мертвым якорем" (часто его роль выполнял большой булыжник) и рулем. Камень кидали за борт тогда, когда нужно было повернуть "плавучий склад древесины" в ту или иную сторону. Беляны можно было видеть на Волге до конца XIX века.
Елынанское (Ельцинское) и Купоросное село – где это на карте современного Волгограда?
– Ельцинское и Елынанское поселения, о которых упоминает писатель, на территории Царицына тогда не существовали, – утверждает краевед Сергей Иванов, пресс-секретарь Волгоградской епархии. – Полагаю, речь идет о Ельшанке. Ошибка могла возникнуть вследствие несовершенства карт того времени, а возможно, издатели "запутались" в рукописном варианте рассказа. В Ельшанке же пережила пожар и до сих пор стоит Никольская церковь. Купоросный у Куприна и есть современный поселок Купоросный – он находится в Советском районе, за гипсовым заводом. В этом месте всегда жили кожевенники, медным купоросом они обрабатывали шкуры для мягкости.
Что за купцы упоминаются в рассказе?
– В документах, с которыми мне приходилось работать, купца с фамилией Сопляков, я не встречала, – комментирует Ирина Талдыкина, заведующая отделом истории края ГУК Волгоградского краеведческого музея. – Но вполне возможно, что это был какой-то мелкий третьей гильдии купец, который гнал беляну на лесопильные заводы братьев Максимовых. А вот Максимов – фигура в городе известная.
– Завод ростовских купцов Петра и Владимира Максимовых появился в Царицыне в 1881 году, в деревне Ольшанка (современная Ельшанка) как небольшое кустарно-ремесленное предприятие, – рассказывает Светлана Золотова, научный сотрудник музея. – А к началу XX века здесь было уже четыре завода, по уровню оснащения не имевшие аналогов не только во всей России, но и Европе.
Именно Максимовы первыми отказались от белян и стали сплавлять лес на баржах, буксируемых пароходами. Возможно, к этому их подвиг тот самый пожар.