Дубовские сектанты копали пещеры и укладывались в гробы

6 октября 2016

Пару лет назад в маленькой Дубовке планировался ни больше ни меньше международный конгресс религиозной организации «Свидетели Иеговы». Что примечательно, этот волжский посад с давних времен считался столицей мракобесия.

Что ни улица – своя вера 

– Удаленность от центральной власти, слабое местное управление и полицейский надзор создали благоприятные условия для появления в Дубовке сектантов, – говорит краевед Нина Сухова. – Каких только сект там не было: что ни улица, то своя вера и свой поп, что ни переулок – свой начетчик!

По словам эксперта, в одной семье могли быть члены четырех разных сект: отец – молоканин, жена – нетовка, сын – спасовец, его жена – поморской секты.

Каждая секта чудила по-своему. Одни маниакально копали, другие практиковали вегетарианство, что считалось по тем временам делом нездоровым, третьи просто молчали.

 

Бросить все и переехать в землянку

Архивные документы хранят историю семьи Богатенковых, которые за свои религиозные убеждения оказались в итоге на скамье подсудимых.

Аким Богатенков происходил из простолюдинов, но, обладая способностями, завел кожевенное производство и вскоре нажил состояние, – рассказывает Нина Сухова. – С возрастом супруги стали религиозными, а вскоре соседи заметили, что Богатенковы перестали устраивать пиры, отстранились от прежнего круга своих знакомых, стали скромнее одеваться.

Дальше – больше: дубовчане рассчитали прислугу, продали хозяйство, производство и просторный дом, а сами переселились вместе с детьми в землянку. Вскоре у них появились последователи – в землянке по соседству поселились их родственники Киселевы.

В соответствии со своими понятиями о вере они не раскланивались со знакомыми и никому не пожимали руку.

В течение трех лет молчальники не привлекали к себе внимания. Но вдруг на Масленицу 1866 года все 15 человек, включая новорожденного ребенка, появились на улицах Дубовки.

– Они шли строем, вооруженные двумя охотничьими ружьями и саблей, а также картонными и деревянными сабельками, изображая воинство Христово, – рассказывает Нина Сухова. – В руках мольчальники несли узелки с деньгами. Они беспрепятственно прошли всю Дубовку до полицейского управления, где собирались сдать деньги на хранение. Однако там их разоружили, изъяли деньги и арестовали.

 

В Сибирь!

Судебный процесс длился три года. В статье Александра Пругавина «Неприемлющие люди» дается описание разбирательства в Саратовском окружном суде.

«На скамье подсудимых сидели мещане посада Дубовка Аким Романов Богатенков, Василий Парфенов Киселев и жена последнего Анна Гаврилова. Немало хлопот судьям наделали эти странные люди. Началось с того, что они отказались войти в зал суда. Их ввели с силою, силою посадили на скамью.

– Подсудимый Богатенков! – вызывает председатель.

Богатенков продолжает молча и неподвижно сидеть на скамье, где его посадили, не обращая ни малейшего внимания на обращенный к нему вызов.

– Как ваше имя, отчество и звание? – продолжает председатель.

Богатенков хранит гробовое молчание.

– Сколько вам лет от роду? Получили ли обвинительный акт?

Ноль внимания! Богатенков безучастно смотрит вверх и молчит, как убитый.

То же самое проделали и остальные подсудимые: ни на один вопрос они не сказали ни одного звука.

Обстоятельство это, однако, не помешало состояться судебному процессу. Прокурор энергично требовал для подсудимых строгого и примерного наказания, так как видел в них людей, не признающих таких основ государственности, как суд.

– Что имеете сказать в свое оправдание? – спрашивал подсудимых председатель, готовясь удалиться для постановления рокового приговора.

Но подсудимые и тут не вымолвили ни слова. Молча, и, казалось, совершенно безучастно выслушали они обвинительный приговор, который обрекал их на далекую ссылку. И только тогда обнаружили некоторое оживление, когда председатель приказал конвою отвести их обратно в тюрьму: они быстро поднялись со своих мест и поспешили поскорее оставить зал суда».

Младших детей Богатенковых, Поликарпа и Ульяну, у крамольных родителей отобрали, дубовское общество приняло их на свое попечение, а в 1874 году они получили отобранные у родителей деньги.

 

Подземный городок

Представители некоторых сект отличались любовью к земляным работам, полагая, что лучшего места для очищения от грехов, чем пещера, попросту не существует. Среди «пещерных копателей» Заволжья в Сталинградской области особое распространение получили «подпольники» и «еноховцы» (летуны).

– Основателем секты «еноховцев» был зажиточный крестьянин из села Верхняя Ахтуба Андрей Черкасов, – рассказывает Сергей Иванов, религиовед, пресс-секретарь Волгоградской епархии. – Суть учения состояла в проповеди скорого пришествия на землю пророков Илии и Еноха, которые по воле Бога должны будут учинить суд над грешниками. Сектанты считали Черкасова воплощением Иоанна Богослова, дубовского священника Николая Благовещенского – Енохом, а известного подвижника и проповедника Иоанна Кронштадтского – Илией. Сначала один, а позднее с приверженцами Черкасов стал рыть пещеры близ села Безродного, взяв за образец подземелья Киево-Печерской лавры, где побывал еще в молодости. Здесь он развешивал дорогие иконы, лампады и кресты, устраивал массовые моления и мистификации, активно собирая пожертвования с обманутых людей. В пещере висел котел, в который он клал самовозгорающийся кусок фосфора, объявляя это чудом.

 

Прыгали с крыш и укладывались в гробы

Вскоре власти закрыли кельи черкасовцев, а пещеры разрушили. Однако после ссылки главного мистификатора его дело продолжил Михаил Шашков из села Заплавного. В своих проповедях он рассказывал «о красном драконе», который скоро сожжет все на земле и от которого одно спасение – под землей, в длинных подземных ходах с большими комнатами. Также они верили, что настоящий царь жив, а расстрелян был самозванец.

К началу 1923 года в Заплавном насчитывалось 44 шашковца, говорит Сергей Иванов. Со временем часть молодых людей увлеклись комсомольскими идеями, а пещеру, которую религиозный фанатик копал в течение 20 лет, размыло из-за дождей. Но Шашкову удалось возродить секту и вдохновить единоверцев на «великие» дела.

29 июня 1928 года было объявлено датой конца света. Жители двух сел – Заплавного и Безродного – активно готовились к апокалипсису: били посуду, резали скот, пошили белые саваны, иные легли в приготовленные гробы.

– Чтобы помочь богу брать их на небо живыми, еноховцы полезли на крыши домов и, размахивая руками, стали прыгать кверху, – рассказывает Сергей Иванов. – Многие поломали и вывихнули себе руки, ноги, получили тяжелые увечья, некоторые умерли.

Эксперт отмечает, что этот конец света был не первый. Подобное наблюдалось еще до переворота 1917 г. в Царицыне. После долгой молитвы еноховцы стали прыгать с высоты, за что и получили в народе прозвище «летуны».

Под давлением советской власти секта "еноховцев" ушла в подполье, сам Шашков уехал куда-то под Астрахань, а вместо него «у руля» встала его жена. Достоверно известно, что небольшая по численности группа еноховцев существовала в области даже в 1952 году.

 

За «Евангелие» Толстого платили 100 рублей

До сих пор в Дубовке живут потомки «толстовцев» – последователей религиозного учения Льва Толстого. В его основе – идея непротивления злу насилием, проповедь любви и всепрощения. При этом последователи секты отказывались от уплаты податей и несения воинской службы, практиковали вегетарианство, идеализировали патриархальный уклад и сельскохозяйственный труд.

– Религиозно-нравственные сочинения Толстого стали проникать в Дубовку в конце 1890-х годов, – рассказывает Людмила Курышова, кандидат исторических наук. – Из учителей, купцов и ремесленников организовался тайный толстовский кружок. Вскоре нашелся и руководитель в лице местного жителя Иоганна Фридриха (Федора) Христиана Граубергера, который получил общее образование, учительствовал, хорошо знал произведения Толстого. С самим великим писателем Граубергер познакомился в 1893 году, переписывался с ним, неоднократно приезжал в Ясную Поляну. Дубовчанин получил от Льва Николаевича рекомендации распространять книжку Григория Петрова «Евангелие как основа жизни христианской», где изложены отчасти протестантские, отчасти толстовские идеи.

В 1897 году толстовство было объявлено вредной сектой. За пропаганду взглядов Толстого Граубергера неоднократно арестовывали и высылали из Дубовки. В очередную «ссылку» его жена, по словам Людмилы Курышовой, даже обратилась к Толстому с просьбой похлопотать за высланного с родины мужа. «Матерый человечище» принял беду дубовчанина близко к сердцу. Он писал ссыльному: «Я вас помню, люблю и боюсь за вашу горячность».

Толстовцы кучковались в Дубовке и после ссылки Граубергера. Чтобы поближе познакомиться с идеями своего духовного гуру, они за бешеные деньги покупали изданные за рубежом книги. Например, за «Евангелие» Льва Николаевича платили 100 и более рублей. А в год 80-летия Толстого дубовчане даже открыли библиотечку одного автора в одной из чайных города и скинулись на портрет писателя.