Когда и как говорить с ребенком о сексе?

Откуда берутся дети? Почему мальчики отличаются от девочек? Как правильно отвечать на эти и другие щекотливые вопросы, говорили участники очередного круглого стола.
Участники обсуждения:
Елена Федотова, детский психолог:
– По словам Оскара Уайльда, не бывает неприличных вопросов, есть неприличные ответы. Я полностью согласна с этой фразой.
Светлана Сарванова, педиатр:
– Первый опыт полового воспитания в семье – это когда ребенок видит, как мама кормит грудью его младшего брата или сестренку.
Роман Вобленко, сексолог:
– Психосексуальное развитие – это генетика и внешняя среда.
Анжелика Усачева, учитель русского и литературы:
– Грамотные педагоги занимаются половым воспитанием, рассказывая очередную историю любви на уроках литературы или о различиях в физиологии и психологии мальчиков и девочек на уроках биологии.
Вопросы пола с юных лет
? С какого возраста нужно начинать говорить детям на эту тему?
– Разговоры о том, какие особенности есть у детей, о строении их тела, особенностях взаимоотношений между полами нужно начинать примерно с двух лет, – поясняет Елена Федотова. – Это тот период, когда дети начинают активно говорить, и родители с ними взаимодействуют.
– Воспитание не может быть академическим, прописным, – добавляет Роман Вобленко. – И оно не делится на составные части. Нельзя до обеда воспитывать трудолюбие, а после обеда заняться половыми вопросами. Главное – воспитывать полноценную, самодостаточную, гармоничную и многогранную личность, тогда, если у него хорошая адекватная наследственность, никаких отклонений и извращений у него в будущем не возникнет. А это формируется не словами, а поведением и поступками. Дети будут копировать поведение взрослых, авторитетных для себя личностей, киногероев, в меньшей степени литературных героев. Родители могут бить по рукам, говорить, что это плохо, подсовывать какие-то книги. Но это будет бессмысленно, если не подкреплено поступками. Мы должны окружать детей любовью. Они должны видеть гармоничные отношения родителей, а не маму в татуировках и с сигаретой в зубах и папу с пузом, который просиживает все вечера у компьютера и выражает явное безразличие в отношении детей. Нужно воспитывать любовь к прекрасному, девочкам прививать женственность, а мальчикам мужественность.
? Нужны ли уроки полового воспитания в школе?
– Основа такого воспитания – все-таки в семье. Дети должны видеть, как папа целует маму, обнимает ее, говорит ласковые слова. Но уроки нужны! – уверена Анжелика Усачева. – В 13 лет подростки уже должны знать про безопасный секс, это проявление грамотности, культуры. И стыдливости здесь не должно быть.
– Ответ однозначен: половым воспитанием должны заниматься все – и родители, и детские образовательные учреждения, – говорит Светлана Сарванова. – Все больше семей приобщается к вере, а во всех религиях этому деликатному вопросу отводится определенное, но очень важное место. Грамотно, целомудренно посвящают там юных прихожан в вопросы семьи и продолжения рода. Известно, что во все времена все религии были активными противниками убийств детей в чреве. И сегодня они не изменяют своему убеждению. Что это, как не элемент полового воспитания? Приходится, к великому сожалению, признать, что время наших «перестроек», когда через экраны на неокрепшие умы массово выливался пример нравственной вседозволенности, сексуальной распущенности, имеет свои плоды. И нужны годы, чтобы новые поколения в этом вопросе вернулись к истокам нравственности, добродетелей, которые в нас воспитывала великая русская литература, традиционная семья. Сегодня у нас нет выбора: детям нужно помогать разобраться в деликатных вопросах. К ним обязаны идти умные, грамотные, образованные медики, психологи, педагоги, специалисты высокой квалификации. Концепция изложения деликатных тем должна быть грамотно и профессионально отработана.
– Не думаю, что такие уроки в школах необходимы, – не согласен Роман Вобленко. – Сексуальную культуру должен прививать человек, который является авторитетом для ребенка. К сожалению, по большей части учителя в средней школе не авторитетные личности для подростков. К тому же воспитание должно быть индивидуальным, ответы на вопросы должны прозвучать тогда, когда ребенок хочет и готов их услышать. У кого-то этот момент наступает раньше, у кого-то позже.
– Основные ответы на вопросы о половом воспитании обязаны дать родители, – подтверждает Елена Федотова. – Именно потому, что они могут сделать это достаточно корректно и вовремя. Если по разным причинам родители уклоняются от ответов, то ребенок получит их сам, во дворе, у сверстников. Чтобы эта информация об интимных отношениях, особенностях физиологии человека, не обрастала уличными знаниями и матерными словами, важно создать атмосферу доверия между родителями и детьми.
Аист, капуста или роддом?
? Как ответить ребенку на главный вопрос: откуда берутся дети?
– Я говорила, что люди, влюбившись друг в друга, не могут обойтись без объятий и поцелуев, – отвечает Анжелика Усачева. – «Слюнка» будущего папы попадает к будущей маме в животик, и вот там и зарождается малыш.
– Ребенку не нужна конкретика и далеко идущие выводы, – поясняет Елена Федотова. – Их интересуют ответы только на те вопросы, которые они задают. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Одному достаточно поверхностной информации, другому нужны подробности. Самое главное и непростое – это естественное поведение взрослых и обычный тон. Важно не стесняться и не теряться.
– Смотря в каком возрасте спрашивает ребенок, – говорит Роман Вобленко. – Ответить трехлетнему малышу, что его нашли в капусте, вполне допустимо. Вряд ли он запомнит этот ответ. Но мы живем в 21 веке, лучше быть честными. У детей в возрасте до 5–7 лет нет истинного сексуального влечения, и рождение детей они не воспринимают через призму сексуального поведения. В этом вопросе совершенно не нужно стесняться и не стоит акцентировать внимание на процессе зачатия. Детей интересует зарождение жизни, откуда они появились. Можно ответить один раз, и у ребенка больше никогда не возникнет вопросов. Он воспримет ответ на долгие годы как четкую истину. Но не нужно забывать, что представление у ребенка должно поэтапно эволюционировать. Шаг за шагом должна приходить информация о сексуальности. Но ее нужно формировать, четко осознавая возрастные и психические особенности ребенка.
– Все зависит от возраста детей, – согласна Светлана Сарванова. – В раннем дошкольном возрасте можно поведать им об аисте, о находке в капусте или покупке в супермаркете. Но как только малыш подрастет и этот вопрос вновь возникнет, нужно весело и дружно посмеяться над прежним толкованием его происхождения и доступно и четко рассказать, как он жил в животике у мамы, показать тот родильный дом, где ему помогли появиться на свет. Кстати, сейчас во многих семьях хранятся изображения первых недель жизни малышей (фото УЗИ). Это поможет вам честно и деликатно рассказать о том, кто он и откуда появился. Поделитесь впечатлениями радостно-волнительного ожидания его появления на свет. Это тоже моменты полового воспитания. Никогда нельзя игнорировать эту тему. Если не вы, то обязательно найдется желающий ему все поведать, но вот только как?
? Насколько откровенными должны быть ответы родителей?
– Полная откровенность для меня неприемлема, – говорит Анжелика Усачева. – Но я могу ошибаться.
– Тут важно не переступить черту, – уверен Роман Вобленко. – Я против того, чтобы мы, как на Западе, показывали детям мультфильмы о допустимости гомосексуальных семей, что это толерантность и широта восприятия. Это политиканство. Ни один здоровый человек не будет вступать в сексуальные отношения с человеком своего пола. А больной будет, потому что у него нарушена система восприятия. Общество, которое пропагандирует гомосексуальные отношения, обречено на исчезновение. Как когда-то исчезла древнеримская цивилизация.
Обнажение и поцелуи
? Можно ли целовать детей в губы?
– Смотря что вы вкладываете в этот поцелуй, – говорит Роман Вобленко. – Маленьких детей мы целуем во все места, не вкладывая в это никакой сексуальной подоплеки. Когда ребенок подрастет, то его уже не поцелуешь в попу. Но объятия и поцелуи – это важная часть отношений родителей и детей, это проявление нашей любви.
– Тесный контакт с родственниками (и в первую очередь с матерью) необходим для того, чтобы произошла закладка эрогенных зон, что в дальнейшем способствует становлению сексуальности, – продолжает Елена Федотова. – Мы обнимаем, тискаем, щекочем, целуем детей, даем максимальный тактильный контакт. Конечно, одно отсутствие объятий может сильно и не повлиять на половое воспитание ребенка. Но мне кажется, что в семье, где ребенка не тискают, могут быть сложности с принятием личности. Там и нежность, и доброта не являются добродетелями, а самостоятельные поступки малыша расцениваются только как непослушание. Знакомый рассказывал, как в шесть лет он пошел провожать девочку, с которой играл на улице. Уже стемнело, родители его хватились и стали искать. А когда он вернулся домой, очень сильно поругали. Конечно же родные очень переживали за мальчика, надо было дать ему понять, что, не предупредив старших, нельзя уходить неизвестно куда. Но разве так, просто выместив свою тревогу криком на ребенка?
А мальчик, между прочим, был горд своим поступком: девочку! Проводил! До дому! Он же в своих глазах героем был! Рыцарем! Не знаю, после этого случая или просто так совпало, но у знакомого не было официальной семьи и детей. Ему под пятьдесят.
? Могут ли родители ходить голыми перед детьми? И до какого возраста?
– Мне кажется, что голыми – никогда, – уверена Светлана Сарванова. – Это интимные стороны жизни, потому они так и называются. У нас очень жарко летом, и во многих семьях допускается семейный «дресс-код», когда в нижнем белье ходят все члены семьи. Но так ли это хорошо? Для каждого ребенка его мама – самая красивая, самая умная, самая любимая. Но очень рано дети начинают видеть и понимать, когда мамочка особенно красивая. Следить за собой – это поддерживать в них эти чувства восхищения. Даже у маленьких. А уж у подростков… Это возраст, когда начинают «беситься» гормоны, а вот зрелости и тормозящего влияния «умной» коры головного мозга еще нет. Подросток видит перед собой любимую мамочку с уже неидеальными формами, отца с растущим животиком. Нужно ли это? Каким будет выход его эмоций? Не провоцируйте детей. Все бывают на пляжах, где ребенок может лицезреть всякие тела. Но за мамой пусть остается флер таинственности, магия родной женственности.
– Когда детям 2–3 года, ходить перед ними голыми нормально, – считает Роман Вобленко. – Но если сексуально привлекательная мама ходит обнаженной перед 10-летним сыном, это может не очень хорошо аукнуться в будущем. Тем более не понимаю нудистов, которые приезжают на пляжи с детьми. Что они хотят привить ребенку? Мы не жители Папуа – Новой Гвинеи, у нас своя культура и свои ценности. Уверен, что за их желанием раздеться на публике скрываются сексуальные проблемы и комплексы.
? А до какого возраста разнополым детям можно принимать вместе ванну?
– Это индивидуально, – говорит Роман Вобленко. – Я не вижу причин запрещать детям купаться вместе, пока они не воспринимают половые органы как органы репродукции. Когда они маленькие, им просто весело вместе играть, без всякого сексуального подтекста.
– Этот вопрос – дань непростым социально-экономическим условиям, в которых живут наши многие молодые семьи, – отвечает Светлана Сарванова. – В идеальном варианте – каждому ребенку полагается индивидуальная кровать и постель, отдельная ванночка. Но если нет таких условий, то процесс купания и сна нужно разделить с момента осознания ребенком себя отдельной личностью, когда дети начинают говорить о себе от первого лица, а не как о Ване или Маше.
Секс – это миропознание
? Что говорить детям о сексе?
– К 15–17 годам дети должны иметь некую теоретическую базу, – считает Роман Вобленко. – Но к этому возрасту мы должны научить ребенка видеть в другом человеке прежде всего личность. И привить детям, что сексуальные отношения – это способ миропознания. Мы воспринимаем мир через различные чувства – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Вступая с другой личностью в такие близкие отношения, мы получаем новую информацию о мире.
– Сегодня врачи говорят, что многие подростки начинают жить половой жизнью в 16 лет, – продолжает Елена Федотова. – Конечно, это индивидуальные цифры, но важно, чтобы к этому периоду дети знали, как это может быть. Каждый родитель хочет для детей счастья, мирной и спокойной жизни, чтобы они росли самостоятельными и прочее. Для того чтобы психосексуальное развитие ребенка проходило гармонично, как это ни странно, в период подросткового взросления ему необходимы эротические впечатления, информация, которую он черпает в журналах, фильмах, картинки. В этот период дети знакомятся со своими новыми ощущениями, которые чем-то отдаленно похожи на оргазм. Ребенок взрослеет, он понимает, что есть другие варианты взаимодействия с противоположным полом, кроме того как держаться за руки. Это и петтинг, и мастурбация. С одной стороны, это нормально. С другой стороны, прекрасно понимаю все родительские опасения по поводу того, во что это может перерасти. Но в этом возрасте родители никак не могут повлиять на подростков своими запретами и ограничениями. Ваша задача – напомнить о безопасности. Если с маленьким ребенком книжки на сексуальные темы лучше листать вместе, чтобы можно было ответить на вопросы, то в подростковом возрасте такие темы обычно не обсуждаются с родителями. Поэтому подкладывайте ему книги для знакомства.
Вероника Скворцова
НАША СПРАВКА
Этапы психосексуального развития детей
1. С первых месяцев жизни до 2–4 лет – осознание собственного пола и пола других людей. В год дети рассматривают свое тело и нередко играют со своими гениталиями. В первую очередь, это обусловлено любознательностью и ничего страшного в этом нет. Если ребенок в возрасте от года до четырех лет не имел возможности удовлетворить свое любопытство в этой сфере, существует вероятность, что он восполнит пробел позже – в подростковом возрасте. И тогда возрастает вероятность появления различных отклонений. В норме к 4 годам, если этап полноценно прошел, то ребенок сможет определять пол других людей.
2. От 2–5 лет до 7–10 лет – формирование половой роли в соответствии со своим полом. В этот период ребенок максимально социализируется – детский сад, потом школа. Интерес к строению своего и чужого тела немного угасает, зато появляются первые влюбленности. Дети хотят сидеть за одной партой с человеком, который нравится, вместе готовить уроки. Ребенок должен научиться доносить информацию о своих чувствах, даже если это будет безответно, с усмешками в ответ, все равно это определенный опыт обналичивания себя, понимания, как это можно сделать. Задача родителей быть рядом, если ребенок запрашивает эмоциональную поддержку.
В младшем школьном возрасте устанавливаются нормы общения между полами. В этот период важно демонстрировать, каким образом нужно относиться к противоположному полу. Если в семье не учат подавать девочкам руку, уступать место, пододвигать стул, потом это уже будет поздно. Некоторые специалисты советуют начинать разговор о физиологии женского организма, рассказать о менструации.
3. От 7–10 лет до 18–20 лет – формирование психосексуальной ориентации, обуславливающей выбор объекта полового влечения и форм его реализации. С 11–12 лет происходит переход к этапу эротической влюбленности. Появляется элемент эротических фантазий, когда появляется желание остаться с объектом чувств наедине, желание прикосновения, ласк, детских поцелуев, объятий и держаний за руку. Часто у подростков бывает несколько пассий. Как ни странно, именно это является нормальным проявлением, это метод отбора, метод проб и ошибок. Ребенок выбирает те признаки, нюансы, которые будут его удовлетворять. Разнообразие объектов влюбленностей облегчает становление сексуальности в тот момент, когда интимные отношения становятся нормой. Это облегчает становление интимных отношений. Бывает, что любовь с первого класса до 20 лет, тем более если она безответная, будет препятствовать сексуальной зрелости.
ЭКСПЕРЫ СОВЕТУЮТ
Книги в помощь родителям
Хаффнер Дебра. От первых свиданий до взрослой жизни. Что должны знать родители о сексуальном развитии своих подростков. 2015 г.
Катерина Януш и Мерви Линдман. Как я появился на свет. 2010 г.
Виржини Дюмон. Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5–8 лет. 2005 г.
КСТАТИ
Пособие в сети
Специалисты нашего Центра медицинской профилактики разработали модульную программу «СемьЯ», предназначенную для профилактической работы с учащимися старших классов общеобразовательных школ и студентами средних и высших профессиональных учебных заведений. Данный материал могут использовать как педагогические работники при проведении с обучающимися классных часов, так и сотрудники кабинетов медицинской профилактики учреждений здравоохранения. Познакомиться с ней можно через официальный сайт ГКУЗ «ВОЦМП», Волгоград.