Каких предметов не хватает в школе?
Ученикам вернут астрономию. А что бы вы изменили в программе?
Виктор Каблов, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Химическая технология полимеров и промышленная экология» ВПИ:
– На мой взгляд, плохо обстоит дело с химией, она где-то там, на задворках программы. Уровень подготовки по предмету слабый, к химии отношение как второстепенному предмету. А между тем химическая наука сегодня – один из драйверов мирового развития, ведь это металлургия, производство синтетических волокон, лекарственных и косметических средств, бытовой химии. Наконец, в организме человека тоже протекают химические реакции. В Японии даже существует программа против хемофобии (страх к химии). Мы в своем подавляющем большинстве больше боимся фосфатов, нитратов, глутаматов, при этом, в общем-то, толком ничего о них не зная. Уверен, многих негативных последствий можно было бы избежать, если бы люди были химически грамотны, а любовь к химии должна начинаться с уроков химии.
Дмитрий Ильин, заведующий кафедрой русского языка и документалистики ВолГУ:
– Я уже смутно помню школьную программу, решение взять час астрономии от второго иностранного считаю не самым рациональным. Согласитесь, с точки зрения практики язык гораздо важнее.
Наталья Бузюмова, учитель истории:
– Программа, конечно, несовершенна в плане распределения часов на предметы. Разве можно за один урок «Истории России» в неделю подготовить ребят к экзамену и успеть выработать гражданскую позицию?! Неудивительно, что все наши старшеклассники вынуждены ходить к репетиторам. Астрономия, мне кажется, могла бы быть в рамках физики, тем более в младших классах есть такой предмет, как окружающий мир, где знакомятся с планетами солнечной системы.
Дмитрий Маяцкий, служащий:
– Понимаю, что составить всех устраивающую программу сродни попытке объять необъятное. Но это не значит, что к этому не надо стремиться. Сужу по своему жизненному опыту. Больше всего меня удивлял русский, по которому надо было сдавать ЕГЭ, а на урок отводился только час в неделю. Причем, приходишь в класс, а там рассказывают совсем не про экзамен. Учитель разводит руками и говорит: «У нас по программе другое совсем!» Поэтому даже на городских транспарантах и в газетах можно видеть орфографические ошибки. Я уж не говорю про простые объявления о купле-продаже. Пожалуй, я бы ввел какой-нибудь «юридический ликбез», чтобы люди могли уметь элементарно защищать свои права и в случае чего знали с какой стороны подступиться к суду. Хорошо бы вернуть танцы, дающие возможность красиво двигаться, вырабатывать осанку и лихо на выпускном станцевать вальс.
Маргарита Абдушева, десятиклассница:
– В младших классах на «трудах» – да, интересно, девочки азы кулинарии постигают, «дружат с иголками», мальчишки учатся работать на станках. А вот уроки технологии в старших классах, на мой взгляд, ни уму ни сердцу. В этом возрасте человек или умеет работать или нет, его уроками не научишь. В крайнем случае, этот предмет сделать по желанию. Лучше бы ввели за отличные успехи в учебе для школьников стипендию. Особый разговор о программе по литературе, тут целый ряд «занудных» вещей, красоты которых мы не видим, а расцениваем только как «тягомотину». Хотелось бы побольше добавить зарубежных авторов, например, Ремарка «Три товарища» или «Гарри Поттера». Или "Над пропастью во ржи" Сэлинджера – как раз для подростков.
Анна Ефименко, директор лицея:
– Я преподаю мировую художественную культуру и очень хотела бы, чтобы этот предмет, как и рисование, и труд остались в школе. Они сохраняют человеческое в человеке, скрашивают процесс получения "сугубо рациональных" знаний. Остается только сожалеть, что сейчас взят курс на отметание их в сторону.