Куда объездная выведет?
В прошлом номере мы подробно рассказывали о проекте строительства дороги в обход Волгограда (см. № 214 от 20 октября). По мнению губернатора Андрея Бочарова, это не только снизит транспортную и экологическую нагрузку, но даст мощный импульс для развития городских территорий. В частности, обходная магистраль позволить ввести в оборот еще свыше 10 тыс. гектаров неосвоенных земель. Насколько реальны эти планы и какие составляющие необходимы для того, чтобы город, наконец, начал расти вширь? Эти вопросы мы задали экспертам в области транспорта, строительства и архитектуры.
Возможность вырваться из трубы
Лев Алферов, почетный строитель РФ:
– Классическая застройка любого города – радиальная, она используется с середины XVIII века. Наш город застроен иначе. Давайте с небольшой долей иронии представим жизнь сегодняшнего Волгограда с его линейной инфраструктурой, с его вытянутостью вдоль Волги, как жизнь в огромной, но все же ограниченной пространством трубе. Вырваться на свободу из неосязаемых, но влияющих на нашу жизнь стен поможет строительство обходной дороги. О ее необходимости мы начали говорить еще в 2001 году, тогда же выполнялись первые проектные работы. Но только дальновидный и ответственный политик захочет заняться не мелкими текущими вопросами, а развитием перспективы города на 20–30 лет вперед. Строительство обходной дороги даст новую жизнь Волгограду, поможет развиваться вширь и сформировать инженерные коммуникации более классическим образом. Кроме того, с появлением транспортной инфраструктуры возникают точки ускоренного роста. Возле дороги появятся различные объекты – промышленные, жилые, социальные – практически вырастет новый город.
Будет где развернуть жилищное строительство
Алексей Цуканов, генеральный директор строительной компании, член Общественного совета при комитете строительства Волгоградской области:
– Строительство обходной дороги не только существенно улучшит транспортную ситуацию в Волгограде, но и создаст новые векторы территориального развития областного центра. В результате порядка 10 тыс. гектаров земли станут перспективной площадкой для проектов комплексного освоения территорий. А это означает повышение доступности жилья и качества городской среды.
Однако только дорожной сети, как вы понимаете, недостаточно. Необходимо строительство инженерных сетей и социальных объектов. Новые микрорайоны немыслимы без школ, детских садов и поликлиник. И мы надеемся, что развитие транспортной инфраструктуры создаст предпосылки для полномасштабного развития города. И особенно Советского района, который уже сейчас лидирует по объему комплексной застройки, но его потенциал значительно больше.
К дороге нужно протянуть сети
Олег Капустин, руководитель Волгоградского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ:
– Дорога в обход Волгограда – это транзитная трасса, которая, по идее, с городом будет связана только поперечными артериями. Возможность въезда в Волгоград с нее должна быть максимальна ограничена. Но это нисколько не исключает необходимость строительства там определенной инфраструктуры – заправок, придорожных кафе. А для их работы необходима канализация, подача воды, света, тепла. В свою очередь это подразумевает прокладку инженерных сетей. У нас же дальше Третьей продольной сетей практически нет, исключение составляют новые застройки. Стоимость таких работ, кстати, не колоссальна и составляет менее 5% от затрат на строительство самой трассы в обход города.
Волгоград имеет все шансы стать большим
Андрей Куприков, генеральный директор проектной организации, член Общественной палаты Волгоградской области:
– По сути, с началом строительства обхода Волгограда только начинается полноценная реализация генерального плана, принятого еще в 2007 году. Заложенная в генплан концепция «Большого Волгограда» подразумевает развитие города в поперечных направлениях. Необходимость обходной дороги для регионального центра понятна всем. Более того, значительная часть проектной документации была выполнена еще при губернаторе Максюте, но дальнейшая реализация откладывалась в первую очередь по причине дороговизны и отсутствия необходимых средств. Лоббистские возможности Андрея Бочарова позволили привлечь к проекту федеральное внимание, и шансы на его реализацию сегодня очень высоки. Строительство обходной дороги помимо транспортной разгрузки позволит Волгограду развиваться сразу в трех направлениях. Во-первых, появится возможность предусмотренного генпланом выноса промпредприятий с берега Волги и создания новых промышленных кластеров на прилегающих к дороге территориях. Во-вторых, обход позволит создать полноценные логистические центры, обслуживающие грузопотоки для всего Юга России. В-третьих, введение в оборот порядка 10 тыс. гектаров – это огромный задел для развития жилищного строительства, появится дополнительная возможность строить большие жилые комплексы со всей необходимой инфраструктурой. Для этого Волгограду уже сегодня необходимо приводить в порядок и реконструировать не только продольные, но и поперечные транспортные артерии.
Хорошая дорога может вывести из кризиса
Армен Оганесян, член регионального штаба ОНФ, председатель МРОО «Движение автомобилистов»:
– Хорошие дороги станут мощным толчком для экономического развития Волгограда. Во время великой депрессии президент Рузвельт сделал ставку на дорожное строительство. Именно благодаря развитию транспортной инфраструктуры экономика страны резко пошла вверх. В борьбе с безработицей миллионы американцев отправились строить плотины, шоссейные и железные дороги, линии электропередачи, мосты и другие важные объекты. Это облегчило логистические и транспортные задачи и дало дополнительный стимул для бизнеса. Одновременно с этим выросли темпы жилищного строительства. Строительство дорог также помогло вывести из экономического кризиса Германию в 1930-е годы. Так что только очень недальновидные люди не понимают, что дороги – это двигатель жизни, двигатель экономики региона в целом.
Возможность очистить берег Волги от промышленных предприятий
Александр Буров, архитектор:
– Я думаю, что строительство обхода Волгограда может в том числе, помимо выполнения первоочередной задачи – освобождения областного центра от транзитного транспорта, способствовать выносу за пределы города логистических предприятий, а также складских и промышленных объектов. Кстати, как мы знаем, в свое время в районе поселка Максима Горького была отведена территория под промзону и часть предприятий туда выведена. Безусловно, в этом плане должна работать стимулирующая политика. Основная задача – вернуть берег Волги людям, так мыслят многие архитекторы. Согласитесь, иметь больше 100 км береговой линии, из которых 80 км заняты промпредприятиями, это не совсем правильно. В свою очередь вынос промышленных объектов за черту города предполагает наличие там логистических центров. Кроме того я не исключаю возможности появления не вблизи самого обхода Волгограда, ведь магистраль – не очень комфортное место для проживания, но неподалеку жилых объектов, причем с упором на частное домовладение. Ведь мы говорим о степной местности, в свою очередь место для жилья должно быть привлекательным с мощной транспортной коммуникацией, чтобы можно было попасть в любую точку города.