Фольклорист Мария Рыблова: "Нет войны, нет и казаков"
Доктор исторических наук Марина Рыблова всю жизнь посвятила изучению культуры донских казаков. Восстанавливая традиции праздников свободолюбивого народа, она поняла, почему казачество нельзя возродить.
Любопытство стало профессиональным
На протяжении многих десятилетий культура казачества исчезала во времени, умирала вместе со старожилами. Никто не пытался записать тексты песен, частушек, сказаний. Не интересовался самобытными праздниками и обрядами. Лишь в середине ХIХ века начали появляться первые записи о быте и жизни казачьих селений.
– Информация разбросана по старым книгам в библиотеках маленьких деревушек. Отрывки, куски, которые пришлось собирать воедино в течение десятилетий, – говорит Марина Рыблова.
Не будучи урожденной казачкой, Марина Александровна в студенчестве на практике оказалась в селе Песковатка вместе с одногруппницей – казачкой чистых кровей. Тогда возникшая из любопытства заинтересованность и переросла в профессиональный интерес. Сейчас профессор ВолГУ – крупнейший специалист по этнографии Донского казачества во всей России.
– Вся информация, собранная мною за 30 лет работы, поместилась в тоненькую книжку "Календарные праздники Донских казаков", – улыбается женщина. – Многие коллеги ждали талмуд, но информации сохранилось очень мало. Даже в экспедициях, общаясь с бабушками, жившими до революции, не удавалось выудить из них и пары строк. Одна из детства помнит только, как мать пришла пьяная, другая – что нарядились на праздник, а на какой и во что – не помнит. Это кропотливый труд.
Между тем подобному историографическому опыту нет аналогов в России. Книга рассказывает о праздниках и обрядах казаков с начала ХVIII по конец ХХ века. Заимствуя у крестьян традиции народных празднеств, казаки привносили в них свои буйство и дикий нрав. Так, в праздник Троицы казаки устраивали джигитовку и лихие скачки.
– То, что творили казаки три столетия назад, не продемонстрирует ни один этнографический фестиваль, – уверяет специалист.
Праздник как лекарство
По словам исследователя, праздники любого народа мира имеют три основные функции. Во-первых, это обучение, передача опыта, социализация. Так, в казачьих селениях мальчишек учили держать оружие, рассказывали о том, как можно себя вести, а что запрещается. Через игру из детей готовили будущих воинов, учили держать кулачный бой, уважать старших, да и за девушками ухаживать.
Другая задача праздника – объединение. Для казаков это было особенно важно, ведь их ряды заметно редели после кровопролитных военных походов. Именно чувство единения воспитывают такие элементы праздников, как хороводы либо мужская забава "стенка на стенку".
– Но самая главная функция любого праздника – эвфемистическая, или психотерапевтическая, – акцентирует Марина Александровна. – Человеку позволено выплеснуть всю свою усталость или агрессию. Так, в праздник "Проводы Фомы", или "Казачье 8 марта", женщины пили водку, что для них не характерно, и гоняли казаков. Мужчины старались в это время вообще покидать деревню. Таким образом женщины раз в год выплескивали все, что у них накопилось, очищались.
Однако большинство праздников были мужским действом: мужчины выдыхали после войны. Сейчас же, отмечает этнограф, в сохранившихся казачьих селениях если и празднуют, то только женщины.
– Нет тех условий, в которых росли казаки. Нет опасности потерять родной дом, быть завоеванными, некому служить. Поэтому культура казачества и исчезает, – объясняет специалист.
Связь с предками
Большинство казачьих праздников совпадали по датам со славянскими. Особенно любили казаки Новый год и Святки с Рождеством.
– Эти праздники воспроизводят картину сотворения мира из хаоса, – говорит о культурологической традиции историк. – Разделения хаоса на землю и небо, свет и тьму, добро и зло. В эти праздники мы видим эти границы особенно четко. Далее происходит старение времени. Угасание. У нас начинается пост. Казаки в это время даже тушили старый огонь, а к Рождеству разносили по домам новый, только что добытый. Восстанавливались в этот период и связи – как по вертикали, так и по горизонтали. За столом собирались все близкие родственники, заказывали службу в память о предках, на столе было место поминальной еде.
Но при всей своей склонности к символизму казаки не упускали возможности пошутить. К концу святок с первыми петухами врывались в дома соседей. Особенно любили нарядиться в "брата кобылы". Девушки кричали со страху на всю деревню.
– Выглядело это так. Двое ребят накидывали на себя овечьи шубы, один был туловищем кобылы, другой – задом. В руках первого был овечий череп, который клацал желтыми зубами. Был у них и третий компаньон – "цыган", как они его называли, голый казак, измазанный в саже. Они в таком виде бегали за девушками и требовали дать гуся или рубль. Заходили в дома и отарщики, это отдельный срез казаков, те, кто пасли лошадей. Их всегда одаривали по полной, ведь лошадь для казака чуть ли не самое главное в жизни.
Целое представление казаки разыгрывали и во время встречи лета, на Красную горку. Самый веселый казак переодевался в старую страшную бабку, которая сидит и прядет не отрываясь. Но зима прошла, не до бабских дел. У нее отнимают прялку, выкидывают, чем и символизируют приход лета. А закрепляют все это большим хороводом.
– Летом с детьми занимался старый казак. Он учил их добывать огонь, который девочки потом охраняют, рассказывал об истории казачества. Это был своеобразный обряд инициации казака. Даже в кулачных боях сначала участвовали дети, они дрались палочками, потом подростки, а потом уже мужики. Часто у меня выспрашивают, какое место отводилось в таком бою женщине. Женщины выталкивали с поля боя раненых – все по чести.
Культуру убил телевизор
Марина Александровна сама не раз становилась участницей казачьих празднеств. По ее словам, молодежь никогда не ругали за излишнее проявление своей дури. Казаки поддерживали молодецкий пыл. Поощряли даже воровство, потому что в праздник все было общее, все становились единым целым.
– В одной из экспедиций я предложила старожилу, которому было за 90 лет, восстановить какой-нибудь из забытых праздников. На что дед ответил, что смысла в этом нет, телевизор все убил, а Интернет добивает. Сейчас мы видим деление на зрителей и участников, а в казачьих праздниках все были сотворцами. Посещая фестивали этнокультуры, мы просто расширяем свой кругозор. В семьях никто не печет обрядовые печенья, детей не растят воинами. Казачество остается лишь на страницах книг, – поясняет специалист.