Куда попадают души убиенных?
На вопросы отвечает протоиерей Олег Кириченко, председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, делам казачества Общественной палаты Волгоградской области.
? У моей жены в день святой Ирины умерла тетя, которую зовут Ирина. Дает ли это какую-то надежду, что человеку будет проще там, в загробном мире? Не случайно же тетя умерла именно в этот день? Может, святая будет покровительствовать ей во время прохождения мытарств или на Страшном суде? Говорится ли об этом что-то в учении православной церкви? Ведь, если не ошибаюсь, в православии считается, что день рождения, как и день смерти – не случайны.
– О подобном нигде не сказано. Мы можем лишь верить, что это так, что наш святой не оставит нас своим ходатайством перед Богом после нашей смерти. Если, конечно, мы при жизни с любовью и упованием молились ему. Действительно, ничего случайного не происходит. Однако тот, кто верит в случай, тот не верит в Бога, все совершается по промыслу Его и по Его попущению.
? Когда человек умирает, в доме завешивают зеркала. Зачем это нужно? Разве церковь верит, что душа может быть заперта в зеркале? Это суеверие или так положено в православии?
– Наверное, нет в нашей жизни ничего, что было бы более мифологизировано, пропитано суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения. Православное восприятие смерти и погребения тела усопшего кардинально противоположно тому восприятию, которое бытует, к сожалению, в нашей постсоветской стране среди вчерашних атеистов, в одночасье ставших «православными», то есть прибегающими к Церкви в экстремальных случаях рождения (крещения), болезни и смерти человека. Эти «набеги» на Церковь столь массовы, что породили свою «похоронную» традицию, которая сейчас широко распространена в народном сознании. Одна из таких «традиций» – завешивание зеркал в доме, а кое-где даже выливают всю имеющуюся в доме воду(!), чтобы душа умершего случайно не отразилась там. Якобы душа, заблудившись в зазеркалье, останется там навсегда, накликая беды на оставшихся родственников. После снятия материй даже первым делом показывают в зеркало кошку, чтобы отвлечь смерть от человека. При открытых зеркалах якобы даже запрещается проводить церковные обряды, потому что зеркало отражает все наоборот и даже поглощает молитвы. Только вдумайтесь! Подобных суеверий масса, не буду здесь их приводить, дабы вас не искушать. Древние язычники хотя бы четко знали, для чего они проводят те или иные обряды, современные же «православные» язычники даже не ведают, что творят, только потому, что так «положено», так «бабушка сказала». С православной точки зрения смерть человека не конец, а начало, рождение к вечной жизни, успение, то есть засыпание, отсюда и «усопший». Наш усопший дорог нам (ведь он не исчез, не уничтожился, он уснул телом, а душой отправился в дальнюю дорогу, на встречу с Богом), ему очень нужны наши молитвы, церковные заупокойные службы, милостыни, добрые дела, творимые в его память. Поэтому не надо забивать голову ерундой, а реально помогать своему дорогому человеку.
? Люди умирают разной смертью, кто-то своей, а кто-то насильственной или во время войны. Отец Олег, расскажите, что будет с душами тех, кого убивают? Они также проходят мытарства и подвергаются тем самым Суду или сразу попадают к Богу?
– Пути Господни неисповедимы. Мы можем сколько угодно судить-рядить о том, какая участь ожидает убиенных при различных житейских или бытовых обстоятельствах людей. Но достоверно знать мы этого не можем, только Господь знает это. Впрочем, исключение составляют те, кто принял смерть за веру. Бывало, хотя это совсем даже не главное, при насильственном пресечении жизни святого человека, являлись различные чудеса, например, видимо сходили мученические венцы, при пытках мученики оставались невредимыми, мечи их мучителей гнулись как масло, кровь истекала как молоко и другие чудеса. И, конечно, мы верим, что такие души прямиком направляются в Царствие Небесное. Сколько людей, столько и судеб, характеров, различных жизненных перипетий. И сила веры, и плод покаяния у каждого свои. Мы можем лишь догадываться, кому насильственная смерть дается как наказание, а кому – как спасение. Наша задача от всего сердца молиться за спасение души человеческой, которую постигло насильственное разлучение с телом.