Усопших нужно посещать на Красную горку

На вопросы отвечает протоиерей Олег Кириченко, председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, делам казачества Общественной палаты Волгоградской области.
? В чем смысл отпевания человека перед погребением? Что это дает душе умершего, снимаются ли с нее грехи?
– Отпевание – это специальное молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. В богослужебных книгах оно называется «последованием мертвенным». Из-за того, что больше половины молитв в нем поется, это чинопоследование в народе было названо «отпеванием».
Один из церковных догматов утверждает неразрывный внутренний духовный союз и взаимное соотношение между живыми и умершими. Для человека, далекого от веры, само слово «смерть» навевает страх и желание забыть об этой теме. Отношение христианина более спокойное, чуткое и трезвое. Тело человека – это храм души. Земная жизнь – время приготовления к жизни вечной. Смерть – лишь дверь в эту будущую жизнь.
Вся традиция приготовления к смерти и погребению пронизана надеждой на грядущее Воскресение. Смерть названа «успением», то есть временным сном. Кладбища часто именуются «погостами», местом, где человек лишь гостит некоторое время. Покинув тело, душа начинает страдать от собственных несовершенств и страстей, и просит от живых ходатайства и молитв за нее. И это самое большее, что мы можем сделать, проявляя заботу о памяти наших умерших близких.
Во время отпевания мы молимся Живому Богу о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее. Однако необходимо понимать, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Конечно же это ложное понимание смысла отпевания. Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в том числе и в отпевании), милостыне, милосердии. Но вершит суд именно Он, а не мы.
? Приходя на исповедь, я замечаю, что иной раз сначала подходят к батюшке мужчины, а потом женщины. Такой же порядок есть и во время причастия. С чем это связано?
– Никакой особой строгой очередности в подходе к исповеди не существует. Может быть, это особенность именно вашего храма. Почти в каждом храме с годами складываются свои порядки и маленькие традиции. Ничего плохого в этом нет, если не перерастает в излишнюю ревность, порядок ради порядка, в ущерб христианскому отношению между людьми. Соблюдать очередь естественно в любом общественном месте, в том числе и в храме. Думаю, правильно уступать место пожилым, немощным, маленьким детям. Чтобы плачущие дети не мешали молитвенному настрою молящихся, правильно, наверное, пропускать вперед и мамочек с грудными младенцами.
Что касается причастия, то ясно и не вызывает сомнений следующий порядок: первыми причащаются монашествующие, затем те, кто в стихарях и подрясниках, затем – дети, после детей – весь прочий народ. Апостольские постановления четко говорят об этом. Но вот о том, кто первый – мужчины или женщины, в правилах ничего не говорится. В некоторых храмах можно наблюдать почти забытую традицию, когда мужчины стоят с одной стороны храма, а женщины с другой. Очевидно, именно от этого и складывался четкий порядок подхода к Чаше, к помазанию, к кресту. У старообрядцев данная расстановка (пришедшая из ветхозаветного храма) сохранилась по сей день, у нас же она редкость, только в монастырях можно увидеть, да и то не во многих. Традиция утеряна, а вот оставшийся принцип – первые мужчины – остался. В любом случае, разумно поступать так, как принято в конкретном храме.
? Почему многие ходят на кладбище именно в день Пасхи, ведь для этого существует Красная горка. Когда правильнее посещать усопших?
– На Пасхальной неделе на кладбище приходить не следует. Эта традиция, с которой сегодня церковь вынуждена бороться, возникла в советские годы. Тогда это было объяснимо. Ведь душа по природе своей религиозна, и она ищет выхода, контакта с запредельным. И вот в те годы посещение усопших на кладбище считалось некой отдушиной для верующих. Сегодня все-таки правильно идти на кладбище на следующее воскресенье после Пасхи – на Антипасху, или вторую Пасху. В народе этот день называют Красной горкой, потому что и облачение священников, и пасхи, и яйца имеют красный цвет, также «красный» еще означает красивый. Именно на Красную горку, приходя на кладбище, люди приветствуют своих умерших сродников пасхальным приветствием «Христос Воскресе».