Флорист Мариус Гвилдис: «Чем меньше денег – тем больше креатива»

6 октября 2015

Фото: Александр Фолиев

В Волжском прошел Международный фестиваль цветов. Среди приглашенных гостей – флорист международного класса Мариус Гвилдис. Он рассказал «Вечерке» о характере цветов, тенденциях в мировой флористике и поделился соображениями по поводу внешнего облика города-спутника.

Доставлял букеты на дом

? Мариус, вы были профессиональным танцором. Как получилось, что флористика перешла дорогу танцам?

– Будучи профессиональным танцором, для фестиваля по современному танцу, проходившему в Каунасе, я искал спонсоров. Нам были нужны букеты цветов для артистов. Нашел единственную в городе флористическую компанию. Они довольно быстро согласились помочь, но с единственным условием – чтобы на сцену букеты выносил человек в костюме гусара (это было их визитной карточкой). Этим человеком пришлось стать мне. И вот я возвращаю униформу, а они спрашивают: "Не хочешь ли подрабатывать у нас в свободное от основной работы время?" Почему бы и нет, подумал я. Сначала я как курьер доставлял букеты, вскоре эти 20–30 роз стал собирать сам.

Потом фирма открыла второй салон, и мне предложили попробовать себя в роли флориста. Я должен был определяться – танцы или флористика.

? Вы выбрали цветы. Но где вы в то время учились мастерству флориста?

– Я проработал в магазине год и понял, что должен учиться. Флористика была абсолютно неразвита, единственная на весь Советский Союз швейцарская школа «Николь» была в Москве. Там преподавали зарубежные мастера, я получил бесценный опыт. Вернулся домой, открыл маленький цветочный магазинчик. Уже семь лет, как я с ним расстался, сейчас основная моя деятельность – преподавание. Я пытаюсь создать свою школу флористики.

«Грех» флориста

? Вы делаете шоу. Например, «Ночь вдохновения», где с помощью цветов показываете человеческую жизнь от рождения до вступления в брак. Не думали продолжить историю, скажем, до пенсии? И почему для роли младенца вы выбрали именно хризантему?

– Это цветочное шоу мы делаем уже 15 лет, и только последние шесть лет оно стало «ночью». Сначала это был «День вдохновения», и проходило все в мае, в национальном музее Каунаса. Затем решили время показа перенести на Рождество, и тогда ночь стала актуальней.

В роли младенца были хризантемы сорта «сантини», удивительно смешные, похоже на маленькие зефирчики. Я не думаю, что это лучший материал для выражения «крошки». Наверное, тут уместней использовать бутоны, к примеру, гвоздик. Но в контексте того, что это все-таки шоу и хорошо должно быть видно даже дальним рядам, я согрешил и выбрал яркий, заметный, пушистый материал.

Продлевать историю до старости или возложения венка (хотя есть и траурная флористика) мы не хотим, так как преследовали цель не уходить в ностальгию, а добавить в жизнь позитива. Мне было бы интересней сделать рассказ старого человека о своей жизни, начать с того, какой он сейчас, и завершить рождением. Вот это я со временем, скорее всего, и срежиссирую.

Подсолнухи не пьют белое вино

? Говоря о хризантеме, вы сказали "веселая". У цветов есть свой характер?

– Конечно! У каждого цветка свой характер. Я и слушателям своим говорю так: когда вы смотрите на цветок, вы задайтесь вопросами, какие бы задали незнакомому человеку. Если все это спросить у цветка, понятно будет, что фрезия не может ездить на «жигуленке», а подсолнух на джипе. Из напитков скорее всего подсолнух предпочтет пиво, а калла будет пить белое вино. Калла в бутылке из-под пива будет смотреться ужасно неорганично, зато в ней царь и бог будет подсолнух. Искусство флориста как раз в том и заключается, чтобы почувствовать стиль цветка и суметь его выразить. Думаю, что флорист, который не стал режиссером цветов, -не флорист, а просто хороший или плохой продавец цветов. Букет, композиция - для меня это спектакль с определенным набором актеров, которые, играя свои роли, создают нужную атмосферу.

 

? Каковы мировые тенденции во флористике?

– Сейчас тенденция во флористике, на мой взгляд, – халтура и безвкусие. Это изобилие цветов, демонстрация роскоши далеко не в самом красивом, элегантном ключе. Флористы выкладывают просто кучу, свалку цветов, как я это называю, «фарш». Желание удивить и заработать порождает небрежность и бескультурье, убивает творчество. Чем меньше денег, тем больше креатива во флористике. Я надеюсь, что это все временно и мы вернемся к истинному стилю и профессионализму.

? Как вы оцениваете Волжский с точки зрения дизайнера и что могли бы предложить для изменения облика города?

– Хозяйство большого города, пусть и не миллионника, расположено в условиях степного грунта. Нехватка влаги. Думаю, власть делает все, что может, возможно, даже больше. Но я удивлен тем, что не вижу цветов на балконах, инициативы от жителей. Люди сами должны украшать свой город. Я бы в первую очередь начал с себя.

Например, у нас в Каунасе городское хозяйство было очень запущено, но на каждом углу жители сами что-нибудь делали: кто сажал клумбу, кто выносил цветы в горшках, какие-то композиции. 15 лет назад люди думали, что все это сломают, украдут, и действительно воровали и топтали. Но все это окупилось красотой. Если у вас красивый балкон – соседу, возможно, захочется создать такой же. Это хороший вирус.

Мне нравится вечерняя полутьма города Волжского. В нем достаточно освещения. Но я бы соорудил все-таки несколько «островков» света, быть может, сделал световые акценты на зданиях.

Вы не спросили, поэтому хочу сказать сам. Я в восторге от вашей молодежи – инициативная, веселая, с огромным желанием учиться. Мне очень приятно было с ними общаться! Думаю, будущее у города – цветное.

 

 

Сейчас во флористике царят халтура и безвкусие. Изобилие цветов, демонстрация роскоши. Флористы выкладывают кучу цветов, как я это называю, «фарш».