Время скульпторов прошло?

20 октября 2016

В Волжском открывается уникальный музей-мастерская скульптора Петра Малкова. Подобное пространство, где любой желающий сможет узнать тонкости работы скульптора-монументалиста, – первое в России. "Вечерка" поговорила с дочерью автора, искусствоведом Ольгой Малковой, о том, зачем нам еще один музей и насколько актуальна сейчас профессия скульптор.

? Мастерская вновь откроет двери благодаря гранту от фонда Потанина, который поддерживает создание музейных пространств. Как удалось убедить жюри, что такой музей нужен людям?

– Начну с того, что имя Петра Лукича Малкова известно в художественных кругах по всей России. Он заслуженный художник СССР, профессор, почетный гражданин. Обладая авторской скульпторской манерой, он создал почти все памятники в Волжском, а в Волгограде его работу можно увидеть, придя к мемориальной стене на Доме Павлова или памятнику морякам-североморцам. А сколько работ так и не увидели свет! Какие-то не прошли отбор, другие оказались не ко времени, третьи он делал просто для себя. В мастерской он проработал с 1968-го по 2000 годы, здесь собран уникальный срез творческой работы скульптора. Поэтапное, выверенное создание скульптуры. Подобной практической базы нет ни в одном музее страны. Мы еще при жизни отца собирались сохранить эту площадку, пространство, где постоянно собиралась местная художественная интеллигенция. Они делились опытом, обсуждали свои работы, устраивали выставки. На таком творческом обмене и держится искусство. Среда, в которой работал отец все эти годы, разрослась, как дерево, и стала очень красивой. Власти всегда поддерживали нашу идею сохранить это место. Могли бы давно отобрать у нас площадку и открыть здесь очередной торговый центр. Но нет, они на нашей стороне. Мне очень повезло встретить Федора Ермолова, он уже много лет занимается тем, что помогает открывать музеи, вместе нам и удалось выиграть грант Потанина в рамках проекта "Мастер и мастерская". Два миллиона рублей сейчас никто музею на реализацию не выделит, Потанин единственный человек в стране, который поддерживает музейный формат.

? Вы задавали себе вопрос, зачем людям еще один художественный музей? У нас полно галлерей, выставочных пространств.

– Знаете, я человек, который и вырос родился в музее. Больше 20 лет я работаю в музее Машкова. Для человека со стороны может выглядеть странным открытие еще одного выставочного пространства, но для меня музей – единственная форма существования. Ориентир, к которому стоит стремиться, точка познания мира. Я с трудом представляю жизнь в иной сфере. Мир, где могут встретиться разные игроки музейного поля: бизнес-сообщество, представители образовательной сферы, музыканты, артисты. Музей – это не только творческое развитие, но и исследование современного общества, он помогает не потерять себя. Такую же цель мы ставили и при создании музея-мастерской. Мы хотели создать многофункциональную площадку, оставить место для современного творчества, привлекая молодых скульпторов. Особенно нам хочется популяризировать скульптуру для детей. Они увидят, чем отличаются произведения из меди, бронзы, мрамора. Узнают, как они создаются – у отца осталось очень много орудий. Такой возможности – проследить работу скульптора – у аудитории еще никогда не было. В дальнейшем будем приглашать слабовидящих малышей, чтобы они тактильно познавали искусство. Благо у нас очень много экземпляров, которые можно трогать и держать в руках.

? Советское время – время монументальности, в том числе в искусстве. Вам не кажется, что сейчас скульптура потеряла свою актуальность? Люди не верят в идолов.

– Вы, конечно, правы. Для скульптуры самое хорошее время, когда общество может сформировать идею. Сейчас этого нет. Кроме того, мы все очень привыкли к комфорту, но творческой личности это больше вредит, чем помогает. Работа скульптора требует огромного труда. Это несопоставимый, гигантский труд по изучению и концентрации смыслов, который художник проводит у себя в голове перед созданием наброска. Если не проделать эту работу внутри себя, скульптура получится лишь пустой статуэткой. После скульптор перемешивает килограммы глины, создает каркасы, варит балки, тягает на себе это все. Сейчас же скульпторы делают небольшую модель и передают ее на комбинаты, где рабочие собирают объект. Личное участие автора снижается. Но это такой вариант профессии, где без бессоных ночей ничего не получится. Пока не упал с лесов пару раз, не дойдешь до создания произведения. Это мы и хотим рассказать аудитории.

? Что ожидать на открытии мастерской?

– Погружения в творчество! Также мы подготовили небольшую выставку Стаса Азарова и Дмитрия Зимина – талантливых самобытных художников, еще ни разу не выставлявшихся в Волжском. Они наши друзья и многое сделали для открытия мастерской. Ждем вас 30 октября, в 12.00 по адресу: Волжский, пр-т Ленина, 44.