Семья художников рисует бессмертный полк

8 декабря 2016

Два медведя в одной берлоге не уживаются – факт. А вот три художника под одной крышей – легко. Глава творческого семейства Федор Новиков – театральный художник, закончивший Санкт-Петербургский институт музыки и кинематографии, поставил уже почти сто спектаклей в Волгограде, Москве, Астрахани, Санкт-Петербурге и других городах страны. Жена Елена Новикова – доцент ВГИИК, известный в Волгограде график и живописец. На сыне Никите природа отдыхать не стала. Младший Новиков – художник-график, увлекающийся гравюрой, обладатель президентской стипендии.

«Волгоград – город искусств!»

Дверь кабинета заведующего кафедрой декоративно – прикладного искусства ВГИИК поминутно открывалась и закрывалась. То пришли искать забытые очки, то срочно понадобились сведения об участниках очередного творческого конкурса, то пожаловала прогульщица-студентка, умоляя толерантного «шефа» объяснить нужную тактику поведения. В ушах у меня уже звенело «Федор Станиславович», когда профессор наконец обратил свой взор ко мне.

– Извините, рабочая суета. Но иногда ее разбавляют комичные ситуации, – Новиков заулыбался. – Недавно решили устроить эдакий глобальный пленер для учащихся и преподавателей школ искусств из области. Получилась толпа народу. Рисовали на набережной, буквально через каждые 10–15 шагов располагались группы с этюдниками. Местные поглядывали на художественный разгул с тихим любопытством, но тут вдруг появились туристы с причалившего парохода. В их глазах читалась ошарашенность от такого количества художников в Волгограде. Экскурсовод сориентировалась в мгновение ока: «Перед вами набережная города-героя, излюбленное место волгоградских художников, в чем вы сейчас и убеждаетесь. Воистину Волгоград – город искусств!» Так хочется, чтобы это стало реальностью.

? Теперь я понимаю, почему семья Новиковых выбрала Волгоград.

– Честно говоря, тут другая подоплека. Город на Волге – родина моей жены и место, где мне сразу после окончания питерского института предложили работу главного художника в Донском казачьем театре.

Скрягу выдают детали

? За время театральной практики убедились во мнении, что на смену декорациям пришли технологии?

– Современные технологии оформления сцены – это те же декорации, только с другого ракурса. Можно сказать, что декорации подружились с технологиями.

? А есть ли мода в театральном дизайне?

Мода в театральном дизайне всегда была и будет, но это на какой-то данный момент, временной период. Сначала зарождаются, затем утверждаются и господствуют общепринятые и общепонятные тенденции в театральном искусстве, правила, которые затем превращаются в штампы и требуют переосмысления. Одна эпоха сменяет другую, одни приемы сменяют другие, один способ общения людей между собой сменяет другой. Неизменными остаются только глубинные и естественные отношения между людьми, основные вопросы бытия – кто мы, какие мы, зачем мы здесь, куда идем и для чего все эти истории, на которые раз за разом мы пытаемся ответить, и театр в том числе. Театр старается отвлечь нас от повседневной суеты, дать возможность остановиться, подумать, поплакать и посмеяться, взглянуть на себя со стороны, из другого времени и пространства, посмотреть глазами других людей. Миллионы лет происходит закаты и восходы солнца, но все закаты и восходы разные – и это здорово!

? Театральный художник занят не только декорациями, но и одеждой. Костюм должен выражать характер героя?

Конечно, это одна из задач театрального художника. Скажем, в чеховском «Человеке в футляре» костюм нарисован уже заголовком рассказа: прямое, «футлярного» покроя, наглухо застегнутое пальто. Или возьмите Ноздрева: рубаха-парень, буйный характер, у такого даже богатые одежды будут заправлены небрежно.

? Но тогда все Ноздревы должны походить друг на друга?

Это плакатный образ, а в каждом спектакле режиссер делает упор на определенную черту в характере героя. Вот ее и надо подчеркнуть художнику. Например, Плюшкина можно одеть в лохмотья, а можно в дорогие потрепанные одежды, но приколоть две или три брошки. Детали выдадут психологического скрягу.

«Вся роль должна быть на лице»

? Вы ставили спектакли и в драматическом театре, и в кукольном. Разница существенная?

В драмтеатре главное – слово. Это вербальный театр. Модуль, с которым работает художник, – это человек, все привязки идут к нему. В театре кукол королева – кукла. Надо сделать так, чтобы «актриса» сразу вмещала сущность героя: добряк он или отъявленный злодей, скупердяй или весельчак. Вся роль должна быть на лице.

? Можно ли поставить «Войну и мир» Толстого или «Вишневый сад» Чехова в театре кукол?

– Это, на мой взгляд, требует человеческих лиц, чтобы передать все оттенки и глубину душевных переживаний героев. Теоретически поставить можно, но зачем? Ребенок ждет сказку, повзрослеть и попасть в «Вишневый сад» он еще успеет.

? Художник кукол ограничен в использовании спецэффектов?

В драмтеатре можно выстраивать людей даже на вертикальной плоскости, в театре кукол – иначе, спецэффекты не должны разрушать и затмевать образы персонажей. Это сродни каллиграфии. На компьютере мы можем сделать неимоверное количество шрифтов, но ни одна машина никогда не передаст искусство тончайшего письма, живую руку мастера, его дыхание.

? Спрашивать про любимую куклу у театрального художника бесполезно. Подозреваю, что услышу «все они – мои дети и все – любимые». Поэтому попрошу рассказать об интересном, на ваш взгляд, подходе к созданию «артистов».

Для спектакля «Приключение Буратино» я сделал перчаточных кукол. Была поставлена очень интересная художественная и пластическая задача. При максимальном лаконизме требовалось создать узнаваемые образы Мальвины, хулигана Буратино, Артемона и всех остальных. Я рад, что у меня это получилось, неожиданные перчаточные куклы на сцене и работа актеров в этом спектакле никогда не оставляли неравнодушными самых чутких зрителей – детей.

О самом важном

? На следующий год наверняка грандиозные планы?

Планы есть всегда. Расскажу о самом важном. Это наш с Леной совместный проект «Бессмертный полк Сталинграда», или память в лицах. Возник он из случайного разговора о том, как мало мы знаем о наших воевавших родных людях. У жены тетя с боями дошла до Берлина, у меня на фронте воевали деды, один из них – Федор Васильевич Новиков – майор кубанской казачьей дивизии. Прошел боевой путь от Сталинграда до Праги.

Альбомы хранили их фотокарточки, черно-белую память. Мы решили делать не фото, а графические портреты, своего рода компиляции старых фотографий, добавляя свое художественное видение и стараясь передать суть характера человека. Портреты в технике гризайля, жена использует тушь, перо, я – кисть, сепию. Это позволяет создать эффект состарившихся фотографий, старой пленки, воспоминаний.

Сначала Лена выполнила портрет тети – Елизаветы Черноусовой, я нарисовал деда. Работы получались как отдельные картины. Заинтересовались коллеги в институте. У ректора нашлась фотография его прародителя, нарисовать деда попросила и другая сотрудница – Оксана Луконина. Она внучка Владимира Богомолова, волгоградского поэта и писателя, известного многим по книге «Босоногий гарнизон». Владимир Богомолов закончил школу фельдшеров, вытащил на себе не одного раненого, награжден медалью «За оборону Сталинграда». Когда работал над портретом, случилась почти мистическая история. Я стал продумывать композицию. Мне захотелось изобразить Владимира Богомолова на фоне кленовых листьев. Я мыслил так: он – писатель, поэт, листья осени как бумага для строк, страницы его необычной писательской тетради. Другой смысловой план – это годы, срывающиеся один за другим с дерева жизни. Нарисовал, показал Оксане Игоревне. Она была потрясена. Оказывается, Володя Богомолов жил в Бекетовке, все детство и юность дружил с Александрой Пахмутовой. Вместе с ней они бегали по кленовым аллеям, которые тогда здесь были. Не по березовым или еловым, а именно кленовым. Это было удивительно.

? Сколько портретов написано в настоящее время?

В плане исполнения графические портреты – вещь трудоемкая, уходит месяц-два. На сегодня в «Бессмертном полку Сталинграда» 12 работ. Под каждым портретом планируем поместить информацию об изображенном человеке. Мы с Леной все это делаем не для себя, очень хочется сохранить память о ветеранах, о героическом поколении, которое, увы, скоро уйдет в небытие. Хотелось бы сделать постоянную расширяющуюся выставку в одном из волгоградских музеев, сохранить для молодого поколения имена, записанные историей в бессмертный полк и подарившие нам мир.