В Волгоградской области к социокультурной адаптации мигрантов подходят комплексно

25 августа 2016

За полтора года в регионе более 20 тысяч мигрантов сдали комплексный экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ. Начиная с 1 января 2015 года экзамен является обязательным для иностранцев и лиц без гражданства, которые обратились за разрешением на временное проживание, видом на жительство или хотят получить работу.

 

На днях в рамках Дня открытых дверей в ВолГУ состоялось мероприятие, посвященное перспективам развития госсистемы тестирования иностранцев, результатам реализации программы в Волгоградской области и роли общественных организаций в социальной адаптации мигрантов. Туда были приглашены представители Российского университета дружбы народов, областных органов власти, центра содействия мигрантам Волгоградской области, общественных организаций, а также руководители и профильные специалисты локальных центров тестирования мигрантов Волгограда, Саратова, Воронежа и других городов.

 

– Самый главный вопрос – качество сдачи комплексных экзаменов, – уверен заместитель председателя регионального комитета образования и науки Иван Несмиянов. – Также серьезно стоит и вопрос социокультурной адаптации мигрантов. Работодатели практически не заинтересованы в решении данной проблемы. Но, уверен, многое можно сделать при совместных усилиях участников круглого стола. Наш комитет является промежуточным звеном между работодателями, областным комитетом по труду и занятости, вузами.

 

Не так давно один из ведущих вузов региона, ВолГУ, стал одним из восьми головных университетов страны по данному направлению работы. Учебное заведение получило право выдачи сертификатов о владении русским языком, основам законодательства РФ и истории России. В стенах вуза активно идет работа по продвижению русского языка и социокультурной адаптации мигрантов.

 

По мнению директора института дополнительного образования ВолГУ Альбины Гуковой, комплексный экзамен является важной государственной задачей, которая требует прозрачных эффективных технологий. Она сопряжена не только с соблюдением методических регламентов, но и с социокультурными достижениями, межнациональным согласием. Новые соотечественники, попадая в российское социокультурное пространство, должны уметь общаться с носителями русского языка, знать правила поведения, понимать законы страны. Только такой подход поможет сохранить комфорт как коренных жителей области, так и самих приезжих.

 

Интересный факт: лучшие результаты показывают мигранты старшего поколения, которые изучали русский язык еще в советских школах. Молодые люди демонстрируют очень низкий уровень владения русским языком. Поэтому проблема социокультурной адаптации мигрантов требует комплексного подхода, и здесь должна помочь работа различных ведомств.

 

– В нашем регионе, помимо этнических русских, порядка 300 тысяч жителей представляют другие народы и национальности. Мы тесно работаем с общественными объединениями этих национальностей, поддерживаем и развиваем их традиции, – говорит начальник отдела областного комитета по делам национальностей и казачества Николай Москаленко. По его словам, отличие трудовых мигрантов в том, что они приезжают на короткое время для заработков и потому не преследуют цель интегрироваться в общество.

 

– Мы направили свои предложения в адрес методической комиссии Министерства образования и науки РФ, – отметил завкафедрой русского языка и документалистики ВолГУ Дмитрий Ильин. – В их числе – включение в методическую инструкцию о проведении комплексного экзамена пункта об обязательной видеофиксации как устной части, так и письменной с целью исключения коррупционной составляющей.

 

Отметим, что в ходе круглого стола также была выдвинута инициатива создания единого информационного портала «Гостеприимный Волгоград». Он выступит площадкой взаимодействия разных структур и ведомств по вопросам проведения комплексного экзамена и социокультурной адаптации мигрантов в регионе. Идея была поддержана большинством участников встречи.