В Казачьем театре – лечебная премьера
На прошлой неделе в Волгоградском музыкально-драматическом казачьем театре прошла «ироничная» премьера. Впервые за 22-летнюю историю театра на его сцене спектакль по произведениям актуального во все времена Антона Павловича Чехова.
Спектакль в состоянии аффекта
Спектакль, приуроченный к 155-летию драматурга, построен из двух пьес-шуток Антон Палыча – «Предложение» и «Юбилей». Название «шутки доктора Че…» очень символично.
– Я отношусь к творчеству Чехова с особым трепетом, – делится режиссер-постановщик премьерного спектакля Сергей Чвокин. – Идея воплощения одного из его произведений витала давно, в итоге мы выбрали даже две его небольших шутки. Я уверен, каждый сможет увидеть в героях частичку себя и от души посмеяться. А когда мы смеемся над собой – мы излечиваемся, так что наш спектакль не только поднимает настроение, но и … лечит.
При кажущейся простоте эти ранние драматические произведения Чехова достаточно коварны. Неспроста ведь Чехов считается одним из родоначальников «театра абсурда».
Абсурд, смысловой сдвиг, бессмыслица – вот диалоги его героев. Персонажи Чехова не слышат собеседника, они говорят, отвечая своим мыслям. И вот уже становится смешно и страшно: «народу много вокруг толчется, а поговорить не с кем».
Впрочем, две эти миниатюры носят водевильный характер, что понравится широкому зрителю. Здесь нет привычных водевилю песен и танцев, но сами ситуации по-водевильному смешны. Персонажи действуют в таком градусе конфликта, который в медицине и криминалистике именуется состоянием аффекта. Впрочем, одноактные пьесы Чехова – это не комедии положений, а комедии характеров. Современный зритель с удовольствием узнает в героях позапрошлого века своих хороших знакомых, а, может, даже и сослуживцев: тщеславного банкира, его взбалмошную жену, озверевшего от начальственной дури бухгалтера…
Кто он «доктор Че»?
Название постановки было придумано специально для того, чтобы объединить две такие разные пьесы, подчеркнув медицинскую точность Чехова в препарировании характеров.
– Зритель увидит на сцене столкновение эгоцентриков, – продолжает Чвокин. – Удивительны диалоги произведений Чехова, ведь из них и слова не выкинешь, все очень четко подобрано и выразительно. Можно в названии увидеть и аналогию с другим доктором Че и вспомнить революционные мотивы. Так и Чехов тоже революционер, только его переворот был совершен в мировом театре.
Режиссер признается, что эта премьера для него особенно волнительна, ведь поставить спектакль удалось в рекордно короткие сроки – месяц.
– Мы буквально жили в театре, – улыбается Сергей Алексеевич. – Эта постановка стала для нас делом чести. Реквизит готовили тоже всем коллективом, большую часть декораций и костюмов, конечно, сделали в театре, но вот прялку для одной из сцен искали по всему городу, в итоге нашли на барахолке… Кто-то из актеров принес часть реквизита из дома, что-то нашли у знакомых. Идея звукового сопровождения пришла ко мне во сне, я просто услышал музыку Никколо Паганини и понял, что этот музыкальный гений прекрасно дополнит театральный гений Чехова. В общем, при подготовке спектакля все очень сплотились, и это стало уже совместным детищем.
Новый спектакль вошел в репертуар театра.
Ирина Емельяненко