Покупки через интернет: дешево, но рисково

10 марта 2016

На вопросы отвечает юрист ВРОО "Общество по защите прав потребителей" Никита Мишутин.

? Хочу заказать по Интернету из Китая переносное зарядное устройство. Но боюсь, вдруг придет товар с недостатками. Сможет ли закон о защите прав потребителей защитить меня, если я покупаю товар за границей?

– На товары, которые приобретаются за границей, распространяется международное частное право. Соответственно, даже если покупатель обратится в суд, и в пользу него будет вынесено судебное решение, то процесс исполнения его на территории Китая будет невозможен.

? Я недавно приобрела билет на спектакль приезжей труппы, но сильно заболела. За день до представления я попыталась сдать билет, мне отказали, причем мотивирован отказ был приказом Министерства культуры. Насколько это законно?

– Согласно ст. 32 Закона «О защите прав потребителей», вы вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. То есть деньги вам обязаны вернуть, но с вас могут вычесть расходы на изготовление билета.

? Нам в подъезд установили домофон. За установку я заплатила, а за содержание платить не хочу. Ни разу не видела, чтобы специалисты приходили и проверяли домофон. Имеет ли право домофонная компания отключать мне домофон?

– Необходимо прочитать договор, но в любом случае компания не имеет права отключать домофон. Однако, если домофон сломается, вам придется ремонтировать его за свой счет.

? Мне вовремя не приносят квитанции об оплате услуг ЖКХ. Из-за этого я опаздываю с оплатой и переплачиваю пени. Но разве это моя вина? И что мне делать?

– Если почтовая служба запаздывает с доставкой квитанций, то потребитель не виноват в том, что не может вовремя оплатить счета. Вам необходимо обратиться с заявлением в управляющую компанию либо в ТСЖ, которое осуществляет управление домом, указать дату получения счетов. Если ничего не изменится, следует пожаловаться в государственную жилищную инспекцию. Однако доказать вопрос несвоевременной доставки квитанций будет достаточно сложно. В любом случае в спорной или непонятной ситуации следует обращаться в УК, чтобы получить разъяснения. И на их основании уже думать, какие шаги предпринимать дальше.

? Я приобрел новую иномарку в автосалоне. Через пару месяцев произошла поломка двигателя, ее признали гарантийной. За неделю мне поменяли клапаны. Я забрал автомобиль, но обнаружил, что вырос расход масла. Вернул автомобиль на повторный ремонт. В течение двух недель мне меняли поршни. Мне пояснили, что поршни оказались бракованными, и из-за них повредился двигатель и не подлежит ремонту. В сервисе я подписал бумагу о замене двигателя на новый. Прошел еще месяц, а я до сих не получил автомобиль. Суммарно за год машина была на ремонте 51 день. Что мне нужно делать в данной ситуации?

– Согласно ст. 18 Закона "О защите прав потребителей" в отношении тexничecки cлoжнoгo тoвapa пoтpeбитeль, в случае обнаружения в нем нeдocтaткoв, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать вoзвpaтa уплаченной суммы либо предъявить требование о замене на тoвap этой же марки (модели, артикула) или на такой же тoвap другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю. По истечении данного срока эти требования подлежат удовлетворению, если был обнаружен существенный нeдocтaток тoвapa, нарушены установленные законом сроки устранения нeдocтaткoв тoвapa, а также при невозможности использования тoвapa в тeчeниe каждого гoдa гapaнтийнoгo cpoкa в совокупности более чем 30 днeй вследствие неоднократного устранения его различных нeдocтaткoв.

Таким образом, если автомобиль находился в ремонте в совокупности более чем 30 дней, то вы имеете право требовать возврата денежных средств. Напишите претензию в автосалон. Если там откажутся удовлетворять ваши требования, необходимо обратиться с иском в районный суд. К сожалению, как показывает практика, суды в Волгоградской области не всегда встают на сторону потребителя. Не нужно отчаиваться, обратитесь в Верховный суд. Практика других регионов и, в частности, Верховного суда показывает, что потребители зачастую оказываются правы.