Когда полезно получить "двойку"

Дал слово – держи. Кому поручают, тот и отвечает. Договор дороже денег. Есть много пословиц и поговорок об ответственности. Но это качество не появляется само по себе, его нужно воспитывать.
От поручений до обязанностей
Ответственность формируется с раннего детства. Сначала родители показывают, как сделать эффективно, с интересом, чуть позже предлагают малышу присоединиться. Когда ребенок подрастет, родители должны давать различные поручения, например убрать за собой игрушки, и отслеживать их выполнение.
Самое главное – не забудьте похвалить малыша за сделанную работу. Это поможет закрепить результат и вдохновит его на дальнейшие свершения.
Как только малыш идет в детский сад, у него появляются новые уровни ответственности. Он должен вовремя просыпаться, одеваться и выполнять все необходимые утренние гигиенические процедуры. Также появляется ответственность за личные вещи. Если он взял игрушку в детский сад, значит, он должен принести ее обратно домой.
– Ребенок с 2,5–3 лет должен понимать, что сам отвечает за свое здоровье, – говорит воспитатель детского сада № 155 Татьяна Глухова. – Что он должен хорошо кушать, чтобы не заболеть, вовремя ложиться спать, слушаться старших и не трогать опасные предметы. Воспитание ответственности граничит с воспитанием самостоятельности. Поэтому, начиная с младшей группы, у детей появляются дежурства.
Дежурные по столовой ставят на стол тарелочки с хлебом, раскладывают салфетки, вилки и ложки. Дежурные по природе следят за цветами, поливают, опрыскивают, отрывают засохшие листочки. В обязанности дежурных по занятиям входит помощь воспитателю. Нужно раздать материалы для творчества – пластилин, краски, кисточки, карандаши, клееночки для рабочего стола. Так развивается новый вид ответственности – за других. Если ребенок пропустит хоть один стол, кто-то из детей останется без хлеба или канцелярских принадлежностей. Если он не польет или перельет цветы – растение умрет. Такие же простые поручения дошкольник способен выполнять и дома.
Хочу и надо
Ответственность воспитывается в повседневной жизни. И не словами, а поступками.
Если в семье принято каждый четверг навещать бабушку, покупать ей продукты и помогать в уборке по дому, ребенок увидит, что нужно заботиться о старших. И, став взрослым, будет так же заботиться о своих престарелых родителях. Однако если мама и папа халатно относятся к своим обещаниям, могут отменить запланированную поездку из-за нежелания или других незначительных причин, ребенок увидит, что можно игнорировать свои обязанности.
– Ответственность – это умение свое «хочу» подчинять слову «надо», прилагать волевые усилия. Воля как психическая функция в полном объеме формируется к семи годам. Тогда и стоит говорить об осознанной ответственности, – поясняет Елена Михайленко, заведующая психологической лабораторией Центра психического здоровья детей и подростков.
Когда ребенок приходит в школу, он уже практически готов отвечать за сборы в школу, выполнение домашнего задания, наведение порядка на рабочем столе в классе и дома. Но первое время обязательно нужна помощь родителя.
– Это неправильно – 1 сентября сказать ребенку: «Все, ты теперь взрослый, сам собирай портфель, надевай форму и иди в школу», – продолжает Михайленко. – Поначалу надо помочь сориентироваться, показать, как распределить этапы сбора. Постепенно ребенок научится делать это самостоятельно.
Не оберегать от последствий
В подростковом возрасте не нужно контролировать каждый шаг. Главное – соблюдать договоренности. Допустим, ушел гулять – не нужно звонить каждые пять минут, просто он должен вернуться вовремя.
– К каждому ребенку должен быть свой подход и свое наказание при невыполнении обязательств, – говорит Михайленко. – Одному достаточно, чтобы на него строго посмотрели или сделали замечание, а другого можно лишить каких-то привилегий, например игры на компьютере. Но наказание должно быть соразмерно проступку. Если ребенок забыл купить хлеб, значит, вся семья, и он в том числе, останется без утренних бутербродов. Если задержался и пришел домой позже положенного – на завтра прогулка с друзьями отменяется.
И, напоследок, один из самых главных принципов для формирования ответственности – не надо оберегать детей от отрицательных последствий. Важно дать ощутить результаты своих поступков.
Если мальчик заигрался и не сделал домашнее задание, папа не должен полночи решать задачи за него. Это не научит ребенка ничему хорошему. Лучше пусть сын получит заслуженную «двойку». Да, ему будет стыдно, да, оценку придется исправлять, но только так он поймет, что нужно следить за временем и расставлять приоритеты.
Родители не должны перекладывать всю домашнюю работу и свои обязанности на ребенка. Это неправильно, когда старший сын один моет посуду, готовит еду, убирает, стирает и следит за младшим братом.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Воспитывать только своим примером
Алевтина Гончарова, инструктор лечебно-физической культуры, общественница, мама четверых детей:
– Мы не ставим каких-то целей по воспитанию отдельных качеств. Просто дети смотрят на нас и берут пример. Но при этом все они очень разные. Пятилетний Костя был очень серьезным и ответственным, я спокойно могла оставить с ним на пару часов полугодовалого Колю. Он мог последить, чтобы младший брат не скучал и не плакал, пока мама пишет в библиотеке дипломную. Через пять лет родился Саша, тогда я была полностью свободна, старшие браться могли не только развлечь малыша, но и поменять ему подгузник. Поэтому я нисколько не волновалась, когда через два с половиной года забеременела Настей. Сейчас Косте 19, он работает и учится. А по дому отвечает за коммуникации – забирает детей из школы и детского сада, покупает продукты. Четырнадцатилетний Коля любит заниматься огородом и ухаживает за индюшками. Девятилетний Саша откажется полить грядки и лучше помоет дома полы. При этом он рассеянный и менее самостоятельный, чем его братья. Если Костя и Коля с первого класса сами возвращались из школы на трамвае, то Сашу я до сих пор вожу сама. Шестилетняя Настя понемногу втягивается в домашнюю работу и моет посуду.
Обычно дети сами спрашивают: «Мама, чем тебе помочь?» Они знают, что за работой всегда идет поощрение – можно посмотреть мультфильм или поиграть на компьютере. Конечно, иногда бывает, что они капризничают и не хотят ничего делать. Тогда на помощь приходит строгий папин голос.