Ребенок к школе готов?

29 июля 2016

Чуть больше месяца осталось до главного праздника школьников – 1 сентября. Больше всего вопросов и хлопот у родителей будущих первоклассников. Какая школа лучше? Что должен знать ребенок к первому классу? Обо всем этом рассказали эксперты на специальном круглом столе.

Участники круглого стола

 

Заведующая МОУ «Центр развития ребенка № 7» Галина Хохлачева: «Готовность ребенка к школьному обучению состоит из нескольких составляющих: физическая, мотивационная и интеллектуальная».

 

Педагог-психолог МОУ гимназии № 3 Галина Козлова: «Психологическая готовность к школе важна не только для будущих первоклассников, но и для их родителей. Они должны быть готовы сотрудничать с преподавателем и собственным ребенком».

 

Учитель начальных классов МОУ СШ № 3 Анна Ермолаева: «Многие родители заблуждаются, что ребенок должен уже все хорошо уметь к первому классу. Это не так».

 

Начальник отдела общего образования и обеспечения безопасности образовательного процесса департамента по образованию мэрии Волгограда Галина Орехова: «Ребенок не обязан уметь писать и считать, при поступлении в школу он не проходит никаких испытаний».

 

Самая лучшая школа – та, что близко

 

?Каждый год родители первоклассников волнуются, возьмут ли их ребенка в школу, хватит ли ему места в классе.

 

– В Волгограде 146 образовательных учреждений, которые могут принять более девяти тысяч первоклассников. Мест хватит всем, – успокаивает Галина Орехова. – Граждане, которые проживают на территории, закрепленной за школой, могут подавать документы в первый класс, начиная с конца января. Нужно предоставить заявление, свидетельство о рождении ребенка, паспорт родителя или законного представителя и документ, подтверждающий регистрацию на данной территории. Те граждане, которые хотят попасть в школу не по регистрации, подают документы с 1 июля, но на свободные места.

 

Врез

76 школ города оборудованы для особенных детей в рамках государственной программы «Доступная среда». Установлены пандусы, тактильные таблички, желтые маркеры, специальные туалеты, комнаты разгрузки, для детей-колясочников расширены дверные проемы.

 

?Если ребенок посещает подготовительные курсы при образовательном учреждении, у него будет больше шансов поступить в первый класс?

 

– Подготовительные курсы не дают привилегий при поступлении в первый класс. Все равно в первую очередь будут набраны дети, которые проживают на закрепленной за школой территории.

 

?Какую школу лучше выбрать?

 

– В наше сложное время школа должна быть рядом, – считает Галина Хохлачева. – Это безопасно, ведь не всегда ребенка будут водить за ручку. Зачастую престижные школы нужны не детям, а маме с папой. Но хорошо, что у родителей есть выбор.

 

– Выбор школы – это чисто субъективный фактор, образовательные стандарты во всех школах одинаковы. Лучше выбирать школу поближе к дому, тогда и маме, и ребенку будет спокойнее, – соглашается Орехова.

 

– У первоклассника четыре урока, если еще дорога будет занимать час-два в день, то у ребенка не останется ни времени, ни сил ни на что другое, – подхватывает Анна Ермолаева. – Поэтому лучше выбрать школу поближе. При этом родители должны думать не о престижности образовательного учреждения – все они дают абсолютно одинаковые знания, а какой педагог будет у их ребенка. В начальных классах идет акцент на учителя, который станет первым, любимым и самым авторитетным для детей. Нужно оценить, как педагог относится к ребятам, какие у него рекомендации.

 

– Но не всегда бывает так, что учитель, который был идеальным для вашего старшего сына или дочери знакомого, станет таким же для вашего младшего, ˜– утверждает Галина Козлова. – Все дети разные. Учителя желательно подбирать с учетом индивидуально-личностных особенностей своего ребенка.

 

?В начальных классах существует несколько общеобразовательных программ. Нужно ли ориентироваться на них при выборе школы?

 

– Нет разницы, какая программа обучения в образовательном учреждении, – уверяет Анна Ермолаева. – В какой-то делается акцент на математику, в другой – на русский язык. Они могут различаться объемом знаний, который дают в первом классе, во втором, но к четвертому классу объем знаний школьников абсолютно одинаков.

 

Учеба – это общение

 

?Правда ли, что детям, которые посещали детский сад, в школе проще?

 

– «Домашним» детям немного сложнее в плане социализации, – поясняет Галина Хохлачева. – Дети, прошедшие детский сад, умеют договариваться, подстраиваться в коллективе, укладываться в определенный промежуток времени, научены совместной работе, они привыкли делать одно дело в одно время и все вместе. А домашние дети, которые большую часть своего времени проводят с няней и бабушкой, живут в своем собственном ритме, режиме. Может быть, они даже умнее своих детсадовских сверстников, но у них нет опыта социализации, им сложнее войти в детское сообщество. Родителям обязательно нужно водить «домашнего» ребенка в какие-то секции, кружки, чтобы у него был опыт общения с другими детьми. Иначе в классе они могут замкнуться либо начать бороться за лидерство, из-за чего может даже случиться нервный срыв.

 

– Учебная деятельность основана на общении, – соглашается Козлова. – Если этот момент будет упущен, то у ребенка возникнут коммуникативные проблемы и это помешает ему усваивать учебный материал. Необходимо позаботиться о том, чтобы будущий первоклассник умел вступить в разговор, задать вопрос и ответить на него. Причем сказать не только «да», но и «нет, – это очень важно в целях самосохранения.

 

В школу с 5 лет!

 

В школу принимают детей от 6,5 до 8 лет. При этом дошкольник не проходит никаких испытаний. В случае, если родители хотят отдать ребенка в первый класс раньше 6,5 лет, он проходит специальную комиссию при территориальном управлении департамента, которая оценивает готовность ребенка посещать школу.

 

?Некоторые родители хотят отдать детей в школу не в 6,5 лет, а раньше. Насколько это необходимо ребенку?

 

– Все сугубо индивидуально, – говорит Хохлачева. – Если ребенок на самом деле вундеркинд, тогда ради Бога, хоть с трех лет. Но чаще способности дошкольника воспринимаются неадекватно. В основном «звездной болезнью» страдают родители домашних детей, потому что им не с кем сравнить ребенка. У нас бывают случаи, когда мамы просят взять малыша в группу постарше, потому что «он такой умный». Мы приглашаем родителей на занятия, и тут оказывается, что ребенок иногда не слышит задания, выкрикивает с места и медленнее, чем другие, справляется с задачами. Когда мама с папой неадекватно относятся к ребенку, хотят за его счет решить какие-то свои проблемы или похвастаться перед коллегами или друзьями, то это проблема и для родителей, и для ребенка. Профессионально оценить готовность ребенка к школе может только специалист. Может быть, дошкольник может назвать 150 видов динозавров, но не знает, что таких обобщающих понятий, как "фрукты" или "овощи".

 

– Даже если ребенок умеет читать и писать, это не значит, что ему пора в школу, – подтверждает Анна Ермолаева. – Главное, его психологическая и физическая готовность. В любом случае это должны решать не родители, а специалисты – психолог, невролог.

 

 

Дети с ограниченными физическими возможностями предварительно проходят медицинскую комиссию либо психолого-медико-педагогический консилиум в школе. Дети с сохранным интеллектом (способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными ситуациями. – Прим. ред.) идут в общеобразовательные учреждения, они могут учиться в общеобразовательном, коррекционном классе или на дому. А дети с несохранным интеллектом посещают коррекционные школы. Кроме того, при лицее «Олимпия» существует центр дистанционного обучения для особенных детей.

 

 

Все школьники от 1-го до 11-го класса бесплатно обеспечиваются учебниками. Срок использования книг – 4 года. Поэтому дети должны очень бережно относиться к учебникам, обернуть их в обложку, не рвать страницы и не рисовать на полях.

 

Буквы разные писать

 

?Что должен уметь ребенок к первому классу?

 

– В первую очередь ребенок должен быть готов физически, быть здоровым, закаленным, – говорит Хохлачева. – Должны быть сформированы произвольные психические процессы, когда не нравится, не хочешь, но все равно заставляешь себя сидеть 40–45 минут, пока длится урок. Важно, чтобы ребенок умел выполнять задание в определенный отрезок времени. Родители дошкольника могут купить песочные часы и предложить нарисовать рисунок, пока сыпется песочек. Обычно дети заигрываются и не чувствуют времени.

 

– Также ребенок должен уметь дать развернутый ответ на вопрос, знать, где лево-право, верх и низ, – продолжает Анна Ермолаева.

 

– Пространственная ориентация очень важна, – подтверждает Галина Козлова. – Как ни странно это звучит, она связана с усвоением отвлеченных понятий – формул, философских понятий и овладением письма, способствует успешности социальной адаптации. Предлагаю простые упражнения для развития пространственной ориентации: положить несколько игрушек и спросить: «Что лежит слева: слоник или лошадка? Потолок вверху, а пол?» и т. д.

Также с усвоением отвлеченных понятий связана символическая функция мышления. Сегодня обилие игрушек, которые буквально изображают эти предметы, тормозит развитие этой функции. Когда ребенок может играть обыкновенной палочкой как куклой, жезлом регулировщика, пистолетом, собакой, рогаткой, тогда ему проще будет понять, что такое буквы и цифры или разбираться в информации географических карт, чертежей. Ведь все это символы. Родители должны организовывать такие игры в дошкольном детстве, когда заменители являются тем или иным предметом.

 

?Обязательно ли будущему первокласснику уметь читать и писать?

 

– Главное не читать и считать до 100, а знать состав множества, понимать неравенство, различать, что такое цифра и число, что такое буква и звук, – считает Хохлачева.

 

– Важно, чтобы у ребенка была поставлена рука для письма, – продолжает Ермолаева. – Необязательно учить писать буквы, надо развивать мелкую моторику – вместе с ребенком нанизывать бусы, перебирать крупу, вырезать ножницами и клеить аппликации. Занятия в различных творческих кружках тоже пойдут на пользу. Рисование и игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, а пение – речь. А вот водить ребенка на специальные подготовительные курсы не обязательно, особенно, если он посещает детский сад, в котором и так проводятся занятия.

 

– Не надо натаскивать детей, у каждого свой темп и своя зона ближайшего развития, – говорит Галина Хохлачева. – Родители не должны форсировать события. Ребенок, который идет в первый класс, умея читать, писать и считать, все знает, ему неинтересно, и он легко отвлекается. А когда начнется изучение нового материала, он уже не сможет сконцентрироваться.

 

– Ребенку, который уже знает буквы, умеет их складывать в слоги и хорошо читать, будет проще учиться, – не соглашается Анна Ермолаева. – Многие учебники рассчитаны на разные уровни подготовки детей. Просто учитель должен подбирать задания согласно способностям первоклассника, тогда ребенку не будет скучно.

 

Про школу – только хорошее

 

Не менее важна психологическая готовность пойти в школу. Нельзя пугать ребенка учителями и трудными уроками. Нужно говорить только положительное: «У тебя появится много новых друзей, ты получишь новые знания, появятся новые открытия. Будет не просто, но мы поможем тебе научиться преодолевать эти трудности».

 

– Будущий первоклассник должен хотеть пойти в школу, – говорит Галина Козлова. – Задача родителей – сформировать готовность осваивать новую деятельность – учебную, научить соответствовать требованиям, понимать слово «должен». В этом поможет режим дня, который надо составить вместе с дошкольником. Нужно объяснить ребенку, что взрослая жизнь – это расписание. В режиме дня должно быть прописано не только время сна, еды и помощи по дому, но и время для прогулок и игр.

Режим дня закладывает механизм психической саморегуляции. Когда ребенок знает, что у него расписан весь день, он учится контролировать и планировать время. На летние месяцы режим дня должен быть щадящим, но постепенно нужно приучать к раннему подъему. Тогда к 1 сентября ребенок будет готов вставать к первому уроку.

Самоорганизация должна быть не только во времени, но и в пространстве. Многие родителя жалуются, что первоклассник сам не может собрать портфель. Сам, без помощи взрослых, он этому не научится. Пространство дома должно быть разграничено – место для игр, рабочий стол. Надо, чтобы ребенок научился следить за своим пространством. Есть известное выражение профессора Преображенского из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова: «Разруха начинается в головах». Потом она отражается на пространстве, где человек живет. Но если начать с того, чтобы наводить порядок вокруг себя, постепенно связывая с режимом, тогда и в голове будет полный порядок.

 

Что купить первокласснику?

 

Лучше всего покупать школьные принадлежности вместе с ребенком. Чтобы он сам выбирал вещи, которые ему нравятся. И обставить этот поход по магазинам как важное мероприятие. Тогда начало учебы для него будет настоящим праздником.

 

Школьная форма. В некоторых школах она единая, цвет и фасон родители выбирают на собрании.

 

Сменная обувь. Удобная и по размеру, чтобы в ней можно было побегать на перемене.

 

Спортивная форма. Футболка и шорты и костюм на осень. Кроссовки.

 

Ранец. Должен быть нетяжелым, удобным, с мягкой ортопедической вкладкой и устойчивым дном, светоотражающими элементами и большим количеством кармашков и отделений.

 

Тетради. С неяркой обложкой, которая бы не отвлекала ребенка от уроков. Клеточки и линии должны быть хорошо пропечатаны.

 

Папка с кнопкой для тетрадей.

 

Пенал. С надежной застежкой, желательно мягкий, чтобы при падении не гремел на весь класс.

 

Ручки. Шариковые с удобным корпусом, прорезиненным или рифленым. Для левшей желательно приобрести специальные ручки. Гелевая ручка больше подойдет для штриховки.

 

Простые карандаши.

 

Цветные карандаши. Оптимальное количество цветов – 12 или 18. Не нужно давать с собой огромные наборы из 48 или 56 цветов. Это утяжеляет и без того нелегкий ранец и затрудняет выбор оттенка из пяти имеющихся.

 

Точилка, ластик, подставка для книг, линейка с ярко прописанными шкалами.

 

Для творчества. Пластилин, картон, краски – акварельные и гуашь, кисточки, альбом.

 

Счетные палочки для математики.

 

 

"Ритм" или "Перспектива"?

 

«Школа России» – самая распространенная и традиционная программа. Она похожа на ту, по которой учились советские школьники, но с тех пор она обновлялась и усовершенствовалась.

 

«Перспектива» – существует не так давно, но хорошо себя зарекомендовала. Направлена не только на формирование знаний, но и развитие коммуникативных навыков.

 

«Планета знаний» – акцент сделан на логику, много заданий разной степени сложности, что позволяет каждому учащемуся выбрать посильный уровень.

 

"Перспективная начальная школа» – во все учебники включены словари разного назначения. Также можно общаться посредством Интернета или обычных писем с авторами учебников.

 

«Начальная школа XXI века» – предполагает мягкую адаптацию от дошкольного детства к школьному этапу, включает в себя много игровых элементов.

 

«Начальная инновационная школа» – сочетает в себе достоинства системы развивающего обучения и традиционной школы. По этой программе можно работать как с одаренными детьми, так и в инклюзивных классах.

 

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова – направлена на умение глубоко мыслить. Знания не даются в форме готовых аксиом, ребенок должен научиться открывать их в дискуссиях.

 

«Ритм» – программа сочетает традиции начальной школы, описанные в трудах великого русского педагога Константина Ушинского, и новейшие разработки. В процесс обучения включены проблемные задачи и ситуации, которые ребенок должен решить самостоятельно.

 

Меню для первоклассника

 

Правильное питание – это еще один компонент успешной учебы ребенка. Первоклассник должен съедать до 2300 килокалорий в сутки. На завтрак лучше всего предложить каши, отварное яйцо, овощи и фрукты, запеканки, ягодные муссы, йогурты. Для второго завтрака положите в ранец сладкие фрукты – яблоки, бананы, персики или абрикосы. Обед должен обеспечить организм ребенка 35% от суточной калорийности питания. На первое обязательно суп, а на второе – мясное, рыбное или овощное блюдо. Мясо – ценный источник легкоусвояемого железа и незаменимых аминокислот. Рыба богата высокоценными жирными кислотами Омега-3, витаминами и йодом, который необходим для нормального функционирования памяти и правильной работы щитовидной железы. А на третье предложите сладкое – компот, кисель или морс. Ужин должен быть легким – салат, овощная или творожная запеканка. А напиток желательно молочный – молоко или кефир.

 

(Можно сделать в виде таблицы)

 

Полезно:

Молочные продукты – творог, молоко, сыр, сметана, кефир, простокваша, какао

Рыба – белая или красная

Мясо

Яйца

Печень

Фасоль, чечевица

Крупы – рис, гречка, овсянка, ячневая, кукурузная, пшеничная, перловая

Фрукты и овощи

Орехи – миндаль, кешью, грецкие и кедровые

Горький шоколад

Зерновой хлеб

 

 

Вредно:

 

Копченые продукты – колбасы, рыба.

Фаст-фуд – чипсы, сухарики, хот-доги, шаурма и прочее.

Приправы – майонез, кетчуп, аджика, соевый соус, хрен, горчица, уксус.

Натуральный и растворимый кофе.

Газированные сладкие напитки.

Соки в коробках.

Грибы, они тяжело перевариваются.

Белый хлеб, сдоба, сахар.