Если ребенок заикается – не заставляйте его учить стихи

10 ноября 2015

Речевой дефект – это не только некрасиво, но и опасно. Неправильное произношение у ребенка в будущем может вылиться в серьезные психологические комплексы. Как избежать запоздалого похода к психологу и вовремя обратить внимание на проблемы с речью, рассказывает Валентина Меньшова, заведующая логопедической службой Центра психического здоровья детей и подростков.

 

«Сла Саса по шаше…»

? Какова на сегодняшний день ситуация с речевыми нарушениями? Растет ли число детей, страдающих ими, или, наоборот, уменьшается?

– В настоящее время тенденция такова, что регистрируется все больше детей с дефектами речи. При этом нарушения, которые мы выявляем, часто осложняются и психическими расстройствами, и неврологическими изменениями в состоянии здоровья несовершеннолетних. То есть сегодня мы можем говорить о том, что речевых расстройств становится не только больше, но они становятся и тяжелее. Очень часто на прием приходят так называемые неречевые дети, которые не воспроизводят речь, а издают только звуки. Это при том, что у них нет видимых проблем со здоровьем.

 

? Что же влияет на появление проблем с речью?

– К сожалению, есть много факторов. В первую очередь это наследственность, наличие заболеваний. Среди чисто физиологических причин недостаточная степень зрелости коры головного мозга, отклонение в строении артикуляторного аппарата и дыхательных систем, органов слуха. Большую роль в образовании дефектов играют и социальные факторы: какой образ жизни вела мамочка во время беременности, как проходили роды и как развивался ребенок после. Нередко на прием приходят дети, которые до трех лет сосут соску. А потом у мамы вопрос возникает, мол, откуда у ребенка прикус открытый или язык между зубов. А где же ему быть, когда у дитя развит только сосательный рефлекс, он соску изо рта не выпускает?! Так может возникнуть серьезный речевой дефект.

 

? Очень часто мамочки жалуются, что ребенок не может выговорить «р», «л», «ж», «ш». Почему эти звуки так трудны для освоения?

– Это сонорные звуки, которые появляются позже остальных и формируются дольше. Для их произношения необходимо поднять язык вверх и корень язычка должен быть достаточно устойчивым и подвижным. Кроме того, должна быть хорошая струя холодного воздуха, тогда звук не будет дефектным. Причин, почему долго не зреют эти звуки, может быть несколько. В их числе: дефектный прикус, укороченная уздечка и плохая струя воздуха. В целом согласные звуки тяжелее для произношения, чем гласные. В произнесении последних задействован только голос, а вот для того чтобы выговорить согласные, нужна работа губ, зубов, языка и их четкая координация между собой.

 

Виноваты гормоны?

? Считается, что одной из наиболее страшных речевых проблем является заикание. Реально ли избавиться от этого дефекта? Сколько на это может уйти времени?

– Заикание – это нарушение темпоритма и плавности речи, обусловленное судорожными движениями мышц органов артикуляции, голоса и дыхания. Это, пожалуй, единственная речевая патология, которая связана обратной зависимостью с гормональным развитием ребенка. Когда оно начинается, состояние ухудшается. Улучшение происходит, как правило, когда гормональные процессы идут на спад, после 35 лет. Заикание обостряется в кризисный возраст – 7, 9, 12 и 14 лет, когда меняются социальные условия ребенка. Это нарушение действительно относится к сложным речевым дефектам, исправить который нельзя. Однако саму речь можно значительно улучшить, научить ребенка контролировать этот процесс, чтобы он мог в нужный момент помочь себе.

Важно отметить, что не все проблемы с речью, кажущиеся родителям заиканием, являются таковым на самом деле. Есть так называемая заикоподобная речь, которая появляется у многих детей от 2,5 до 5 лет, когда начинает формироваться фразовая речь. Также из-за незрелости коры головного мозга у ребенка могут появиться запинки. Когда же он потихоньку начнет овладевать умением пользоваться связной речью, они уйдут.

 

? Есть ли рекомендации, как родители должны заниматься с детьми, у которых есть заикание?

– Здесь многогранный подход. Во-первых, нельзя заставлять ребенка повторять за родителями правильные слова или предложения без запинки, нельзя ускорять темп речи. Нужно помнить, что заикание – это состояние нервной системы ребенка. Как положительные, так и отрицательные эмоции плохо сказываются на речи. Дети, страдающие заиканием, как правило, отличаются хорошим умом, и родители, гордясь этим, пытаются продемонстрировать, как их ребенок читает или отлично запоминает стихи. Ни в коем случае нельзя давать речевую нагрузку, когда появились запинки. В случае с заиканием процесс исправления требует особенно усиленной работы и заключается в том, чтобы уйти от неправильного произношения и сформировать в сознании стереотип новой речи. При этом образец ее должен быть изначально в семье. Если заикающийся ребенок идет в школу, важно поговорить с учителем начальных классов, чтобы ребенок не сдавал чтение на скорость. Для мальчиков в совершеннолетнем возрасте при тяжелой степени заикания может быть рассмотрен вопрос об освобождении от службы в армии.

 

Речь ребенка формируют родители

? Если у кого-то из членов семьи неправильное произношение, скажется ли это на речи ребенка?

– Очень вероятно, ведь речь – это не врожденный фактор, она формируется под определенным воздействием окружающей среды, в данном случае близких – родителей, бабушек и дедушек. К сожалению, сегодня няньками для детей оказываются компьютеры, телефоны, телевизоры. Родители забывают, что для дошкольника образцом поведения и формирования речи всегда были и остаются мама и папа. Это в подростковом возрасте меняются приоритеты, и для ребенка авторитетом становятся улица и то, что сказал друг. Малыш же смотрит на родителей, поэтому важно, как они разговаривают в присутствии ребенка, как воспитывают его. Этим нужно заниматься уже с рождения малыша. Доказано, что следует начинать разговаривать с младенцем с трех недель, он уже слышит звуки.

 

? Какие тревожные звоночки могут сигнализировать родителям, что у их чада есть проблемы с речью?

– Таких сигналов немало. Ребенок плохо сосет соску, она периодически вылетает изо рта, или вообще не может ее удерживать, наблюдается сильное слюнотечение, плохо жует и глотает пищу (эффект першения). Также когда он начинает произносить звуки, язычок вылетает между зубов или появляются межзубно-боковые звуки, непонятное хлюпание, щелканье. Если дитя с года до двух лет не использует в своей речи простые слоги и слова и нет зачатка простого предложения из двух-трех слов, это тоже основание для беспокойства. Родителям может показаться – «да все пройдет» или, как они часто думают, «перерастет». Нет, даже нельзя допускать такой мысли. Если сразу не обратиться к специалисту, проблема может только усугубиться. Рамок, когда обращаться к логопеду, нет. Обязательно – не позднее трех лет с рождения, но все-таки чем раньше, тем лучше. Вообще же специалист может начать наблюдение малыша с самого рождения.

 

? Могут ли родители заниматься с ребенком дома, чтобы если не исправить, то хотя бы предупредить развитие проблем с речью?

– В профилактических целях заниматься с детьми необходимо. Как только родился ребенок, нужно работать с ним над интонацией, потом над голосом, затем над словом, подвижностью артикуляционного аппарата. Абсолютно всем детям следует выполнять артикуляционную гимнастику, и тогда звуки, даже те, которые по физиологическим причинам задерживаются, будут развиваться быстрее. Больше нужно читать и рассказывать детям, заниматься живой речью. Если же есть дефект, здесь необходима работа специалиста. Исправление речевого отклонения – это труд ребенка, логопеда и родителей. При таком комплексном подходе будут хорошие результаты.

 

НАША СПРАВКА

Какие речевые дефекты встречаются чаще всего?

1. Нарушение звукопроизношения, как правило, шипящих и сонорных – «л», «р», «ш», «ж» – с фонематическим недоразвитием речи. Ребенок не умеет различать оппозиционные звуки, например: в слове вместо «р» говорит «л»: лабоЛатория (вместо лаборатория), коЛидор (вместо коридор) или путает в слове буквы «щ» и «с»: Шаша или Саса (вместо Саша). В зависимости от количества групп проблемных звуков исправляется дефект в срок от месяца до полугода.

2. Общее недоразвитие речи – нарушение звукопроизношения, слоговой структуры речи (перестановка или пропуск слогов) и лексико-грамматическая несформированность предложений, то есть ошибки в согласовании слов, в словообразовании, например: «лежит на столом», «много чашка», «стулик» (но не стульчик). Исправляется от года до двух-трех лет.

3. Стертая форма дизартрии, или нарушение темпоритма и плавности речи, обусловленное недостаточностью движения артикуляционного аппарата, искажением звукопроизношения и трудностью проговаривания сложных слов (произношением сквозь зубы). По сути, ребенок не может поднять язык вверх, вниз, в стороны, у него наблюдается плохое глотание и жевание. На исправление может уйти полгода – год, зависит от сложности дефекта.

 

DNG