Чем полезны компьютерные игры

15 декабря 2016

За компьютерными игрушками давно закрепилась нехорошая слава. Нам твердят, что они повышают уровень агрессии, вызывают зависимость, становятся камнем преткновения в отношениях детей и взрослых. Но игры бывают разные! Есть и такие, которые помогут ребенку обрести полезные навыки, утверждают наши эксперты.

Светлана Сыпкова, психолог: "Мудрый ход заботливого родителя".

– Мы должны учитывать, что информационная среда современных детей очень изменилась. Конечно, она перенасыщена, но, сколько бы мы не кричали о том, что компьютерные игры вызывают зависимость, дети все равно будут в них играть, как когда-то, во время появления телевизора, они смотрели различные телепрограммы, мультфильмы, а педагоги и психологи также говорили о вреде телевизоров, о телезависимости, разрабатывали нормы просмотра телевизора и создавали перечень рекомендуемых программ.

Мы должны понимать, что игры бывают разные. Многие из них – обучающие и развивающие. Такие познавательные процессы, как скорость реакции, логическое мышление, умение ориентироваться на партнера (многие игры ведь сетевые и предполагают участие команды), пусть и виртуального, – очень эффективно развиваются во многих компьютерных играх. Потом, они дают ребенку второй шанс, то есть возможность исправлять какие-то ошибки, приобретая определенный опыт, что в реальной жизни не всегда бывает. Таким образом, снимают излишнее эмоциональное напряжение, повышают уверенность в себе и формируют нормальное отношение к ошибке: сегодня я ошибся, но я обязательно учту это на будущее и постараюсь больше не повторять подобных просчетов.

Компьютерную игру можно использовать как один из способов мотивации ребенка к выполнению какой-то не особо интересной деятельности. Например, в обучении шахматам, где ты можешь выбрать себе партнера своего уровня сложности. Поэтому, отвергать пользу компьютерных игр неразумно, а вот использовать их возможности, как еще один способ развития ребенка, – мудрый ход любого заботливого родителя и гибкого педагога.

Дарья Соловьева, геймер-любитель: "Жестоко, но познавательно".

– Есть такое мобильное приложение – игра, где посредством решения логической задачи нужно открыть дверь. Сделав это, ты переходишь на следующий уровень, там уже более трудная логическая задачка. Подобные игры развивают логическое мышление, внимательность.

Есть игры – приложения для смартфона, которые тренируют реакцию. Спортивные игры побуждают встать из-за стола и самому сыграть баскетбол или волейбол в реальности. Сейчас создатели компьютерных игр стараются сгладить отрицательные моменты.

Существует игра, миссия которой далеко не гуманного характера: найти персонажа игры и уничтожить его, но при этом главный герой, за которого ты играешь, в форме справки получает много информации из истории мест, где происходит действие игры: Рим это XVI века или же Бостон XVIII века. Кроме того в игре присутствуют реальные исторические личности. Такая игра, кроме развлекательной, выполняет еще и просветительскую функцию.

Психолог Татьяна Тимофеева: "Возможность учиться и развивать таланты".

– Положительный эффект от любой игры будет, если это время общения ребенка с родителем, когда ребенок проходит задания, а взрослый его направляет и поддерживает. Ребенок в играх можно попробовать свои силы в принятии управленческих решений или в планировании и управлении финансами. С помощью игр возможно обучение (например, математике или русскому языку), многие игры специально созданы для развития отдельных психических процессов (памяти, внимания) и способностей (к конструированию, к моделированию, творческих способности).

Головоломки и квесты развивают логику, память, гибкость мышления. Стратегические многопользовательские проекты позволяют развивать логическое мышление, подходить к решению задач тактически, развивать многозадачность, учитывать, что совместные усилия бывают более эффективны, чем действия в одиночку.

Главным остается временной аспект: сколько времени ребенок затрачивает на игру и сколько у него остается на взаимодействие сверстниками, на общение со взрослыми, на отдых, на физические упражнения, в целом на реальную жизнь.

Наталья Никулина, родитель: "Учим алфавит".

– Мой ребенок играет в игры на смартфоне, а также на приставке. Конечно, игры могут быть полезными. Мы используем развивающие игры, связанные с изучением цифр, алфавита, фигур. Познавательная функция – одна из ключевых в играх для детей. Часто я разрешаю играть ребенку в игру-приложение, где нужно собирать пазлы. С помощью этой головоломки тренируется воображение, память, логическое мышление. Важно, какую картинку из кусочков собирает ребенок. Компьютерные игры, где присутствует жестокость (стрелялки, драки), я запрещаю.

Надежда Астионенко, преподаватель: "Помогает быстрее соображать".

– Положительное воздействие может быть осуществлено только при дозированном использовании компьютера. Нужно понимать, что ни одна игра не заменит ребенку свежий воздух и физическую активность. Безусловно, игры развивают логику, мелкую моторику рук, наблюдательность, пространственное мышление, память, быстроту реакции. Игры помогают ребенку увидеть новое, узнавать интересные факты об истории, географии, биологии. В Сети есть множество способов в игровой форме изучать иностранные языки: от элементарного запоминания слов до аудирования. Там же представлено много интересных методик развлекательного характера. Исследования показывают, что в принципе работа на компьютере учит классифицировать и обобщать, уметь быстро соображать в нестандартной ситуации, интеллектуально совершенствовать и добиваться своих целей.