Ауты и колясочники выступают в новых ролях

Когда тотально глухой мальчишка играет на сцене бравого богатыря, происходит некое психотерапевтическое чудо. И с ним самим, и с мамой, которая обливается слезами, сидя в зрительном зале.
Арт-терапию давно используют как средство реабилитации детей с инвалидностью. Театральная студия «Теплый дом» при одноименном реабилитационном центре – одна из первых в Волгограде, где на сцене перед зрителем выступают особенные артисты.
Навыки актера помогают по жизни
Саше Шаманаеву в этом году исполнилось 20 лет. Страдающий аутизмом, он всю жизнь тянулся к сцене. Примерить на себя роль сказочных героев удалось лишь в этом году.
– Саша у нас ведущий актер, заучивает тексты на лету, – рассказывает Юлия Фоторная, режиссер студии. – Это его особенность. Моя задача – раскрыть потенциал каждого из ребят.
Юлия – не профессиональный педагог: с миром особенных детей она познакомилась, когда 15 лет назад родила Глеба. Мальчик также страдает аутизмом.
– Глебу с детства нравилось имитировать сказочных героев, мы постоянно ставили сценки у себя дома. А в прошлом году Глеба пригласили поучаствовать в новогоднем спектакле в «Теплом доме». Ему так понравилось, что я решила предложить свои услуги, помогать с постановками.
Первый спектакль – «Муха-цокотуха» – длился чуть больше пяти минут. Ребята привыкали к сцене, учились контролировать свои эмоции и четче говорить. Все эти навыки нужны и в жизни.
– Работа в студии делает их более ответственными, – считает Елена Строева, мама 21-летней Светы, страдающей ДЦП. – Один раз у нас опаздывал актер, партнер Светы по сцене. Она так переживала, что когда тот все же появился – отчитала его лично. Для них это как работа, дающая уверенность в себе.
Костюмы и декорации к спектаклям шьют ребятам родители. В начале пути, когда студия только зарождалась, местный депутат пожертвовал актерам десять тысяч рублей. На эти деньги были закуплены ткани и фурнитура, которые до сих пор используют при создании образов.
От каждого – по возможностям
Второй спектакль – «Буратино» – решили опробовать на широкой публике. Первыми зрителями стали малыши из детского сада по соседству. Ограниченные в актерских способах выражения эмоций, ребята сделали акцент на костюмах. Неподдельные эмоции у детсадовцев вызвали куклы-марионетки, точнее, девушки на инвалидных колясках: к их рукам были привязаны веревки, за которые дергал злодей Карабас-Барабас.
– Позже мы еще не раз показывали этот спектакль, даже продавали билеты по 50 рублей, – рассказывает Юлия. – Деньги собирали лишь для того, чтобы ребята почувствовали свою значимость. Все средства традиционно тратим на чаепития и подготовку к следующему спектаклю.
За год Юля научилась раскрывать даже самых нелюдимых подопечных.
– Наши артисты – ребята с ментальными нарушениями, с особенностями развития, ДЦП, слабослышащие. Мы задействуем даже тех, кто не говорит, но пытается сказать хоть одно слово. Я никогда не стараюсь добиться от них одинаковой отдачи, кто-то учит текст за два дня, а кто-то неделями, кому-то нужно подсказывать или он читает по губам, другой общается только жестами. В этом оригинальность наших постановок. Все это даже можно назвать современным искусством, – уверена Фоторная.
У Саши проблемы с речью, но его пыл и огонь в глазах компенсируют неправильное произношение. Особенно удачной стала роль царевича Елисея в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
– Театр переполняет меня радостью, – признается мальчишка. – Я бегу в театр, как пожарные едут на пожар. Мне было очень приятно играть царевича: я носил корону и стучал по столу. Каждый спектакль меня захватывает, ощущение такое, как перед Новым годом, – сказки и чуда. Раньше я боялся выступать, боялся петь, но сейчас хожу в музыкальную школу и мечтаю когда-нибудь выйти на большую сцену.
«Сказка о Мертвой царевне» длится около 20 минут, в постановке участвуют почти все актеры студии. Только в «Теплом доме» на сцене может стоять абсолютно глухой актер в образе бравого богатыря с абсолютной верой в свою сверхъестественную силу и сохраняя эту уверенность надолго.
– Эти ребята выпали из общества, они закончили школу и понятия не имели, что делать дальше. Большое счастье, что мы встретились и нашли друг друга. Ребята, запертые дома в четырех стенах, оказались кому-то нужны. Они начали общаться со сверстниками, познакомились друг с другом. Да-да, у нас есть несколько влюбленных пар. Все как у людей, только нужно прилагать больше усилий и вкладывать душу.
Приходите к нам!
В конце января студия «Теплый дом» приглашена к участию в региональном театральном марафоне. Ребята волнуются невероятно – это будет первое выступление на большой сцене. Не обойдется без сюрпризов – режиссер хочет вклинить в представление живую музыку. Точнее, игру на синтезаторе от 20-летнего Максима Лесникова.
– Он не знает нот, воспроизводит все на слух, – рассказывает мама Светлана Лесникова. – У Максима аутизм и большие проблемы с общением. Но когда он выходит на сцену и начинает играть – ему становится легче, он счастлив.
К сожалению, в городе нет специализированных музыкальных школ, где занимались бы с особенными детьми. Светлане Семеновне приходилось искать педагогов для индивидуальных занятий. Сейчас юноша умело обращается с инструментом и готов поддержать друзей на сцене.
– Для нас очень важно, чтобы как можно больше людей узнало о нашей студии. Часто встречаю мам взрослых инвалидов, которые не знают, чем занять своего ребенка. Я говорю, выход есть и это – театр, – улыбается Юлия. – Организации для инвалидов давно перестали быть сборищем забитых детей и депрессивных мам. У нас теплый коллектив, современные и улыбчивые родители, готовые всегда прийти на помощь.