"Необучаемая" Маша перешла в восьмой класс

3 ноября 2016

Материнская любовь безусловна, но инвалидность ребенка способна превратить жизнь в кошмар, если семья существует в замкнутом пространстве. "Вечерка" продолжает рассказывать о мерах поддержки и способах социализации особенных детей в Волгоградском регионе.

Школа как лекарство

Маша появилась на свет не одна, а с сестренкой. Но если Саша родилась обычным ребенком, то Маше сразу поставили диагноз ДЦП, который впоследствии дополнили аутизмом. В младенчестве она пережила несколько серьезных операций, которые позволили ребенку хотя бы нормально сидеть.

– Когда Маша только появилась, нам всем было крайне тяжело. Период самобичевания длился несколько лет и без помощи близких и психолога было бы трудно все это пережить, – признается мама Ольга Насырова. – Но мы ни на минуту не опускали руки – боролись за Машу, за то, чтобы она не была обделена ничем, развивалась и познавала мир как все другие дети.

Благодаря активности и творческой натуре Ольги, Маше с детства прививали любовь к живописи и музыке. Ручки у девочки слабые, кисть удержать сложно, а вот пальцами она рисует с двух лет. Мир в ее картинах не похож на наш, реальный, но ведь и Маша совершенно особенная. Когда такие детки чем-то заняты, они совершенствуются, расслабляются, забывают о боли и скованности. Мощным лекарством для них является школа.

– Сначала Маша училась в обычной частной школе, ходила на занятия наравне со здоровыми детками, – говорит Ольга. – Но постепенно стала все больше отставать от программы, учитель не мог все внимание направить на нее одну, пришлось перевести ее на домашнее обучение.

Занятия на дому на первых порах понравились родителям. Для девочки разработали индивидуальную программу, учителя приходили два раза в неделю. Вроде все хорошо, но этого оказалось недостаточно для Маши. Ребенку не хватало общения. Девочка плохо усваивала науки и становилась все более отрешенной. Выдернуть ее из этого состояния помогло дистанционное обучение.

Классные часы в Интернете

Через Волгоградский центр образования детей-инвалидов Машу определили в центр дистанционного образования школы "Олимпия", где девушка обучается уже семь лет.

– Конечно, Маша не догоняет сверстников по программе, сейчас ей 17 лет, а учится она в восьмом классе, – рассказывает Ольга. – Но для нас и это большая радость, надежда, что Маша сможет закончить школу, определиться с профессией. Врачи говорили, что ребенок не обучаем, но мы их переубедили.

При зачислении в школу родителям выдали компьютер, фотоаппарат и даже электронный микроскоп.

– Занятия у нее расписаны на всю неделю с утра до вечера, – продолжает мама. – Маша постоянно занята учебой, а вечером мы с ней делаем уроки. Все как в обычной школе, контрольные, тестовые работы, сочинения. Только учитель не приходит на дом, а общается с ней через Интернете. Также в режиме онлайн проходят у них классные часы или групповые занятия. У нее свой круг друзей, она с ними общается и нам радостно смотреть, как ее это увлекает и приносит счастье.

Те детки, которым здоровье позволяет приходить в школу самостоятельно, закреплены за определенным классом и в любой момент могут отказаться от домашнего обучения, сев за школьную парту. Учителя специально делают так, чтобы образовательные программы не отличались. В школу раз в неделю приезжает и Маша. По субботам, после нескольких открытых уроков, начинается игровое время: дети общаются и пьют чай.

– Я не хочу заглядывать в будущее и думать о девятом классе и экзаменах, я понимаю, что дастся нам все это с трудом, – говорит Ольга. – Но то, что она уже в восьмом классе и позади несколько ежегодных процедур оценки – большой успех.

Родителям особенных детей Ольга советует с первых дней жизни прививать им любовь к образованию и окружающему миру. Читать книги, рассказывать истории, увлекать рукоделием и творчеством. Это станет мощным стимулом для саморазвития.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Кто может учиться дистанционно?

– По закону любой ребенок Российской Федерации имеет право на бесплатное образование. При этом особенности психофизического развития не должны влиять на условия и качество обучения, – объясняют в комитете образования Волгоградской области. – Поэтому общеобразовательная программы для детей в школе и обучающихся на дому – идентичны. Суть в том, что ребенок в любой момент, если, конечно, позволит здоровье, может сесть за школьную парту и продолжить учебный процесс в стенах образовательного учреждения.

Список заболеваний, являющихся основанием для перехода со школы на дом, включает несколько десятков недугов, подробно ознакомиться с ними можно в "Перечне заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому". Здесь встречаются как неврологические, хирургические и кожные заболевания, так и соматические недуги. Полностью от занятий в школе, без возможного возвращения за парту, освобождают детей, страдающих психоневрологическими заболеваниями. Так, например. вряд ли услышат школьный звонок дети с шизофрений и психозами, с эпилепсией, сопровождающейся частыми судорожными припадками, а также страдающие тяжелыми неврозами.

Если ухудшение здоровья школьника произошло в учебную пору, специалисты, диагностирующие изменения в развитии ребенка, могут перевести его на домашнее обучение. Связано это не с тем, что ребенок может быть опасен для общества, а в первую очередь для удобства самого школьника.

– У кого наблюдается рецидив, стадия обострения, вводятся облегченные программы обучения, – говорит Алина Юрина, педагог школы. – Конечно, знания необходимы для формирования личности, но все мы понимаем, что здоровье всегда на первом месте!

Формы обучения на дому

При переводе ребенка на домашнее обучение родители могут рассчитывать на поддержку государства. Согласно постановлению от 27.07.2011 № 816 "Об утверждении Положения об организации дистанционного обучения детей-инвалидов на территории Волгоградской области", семьям, выбравшим обучение на дому, помогут в оборудовании рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников. В случае, когда родители не хотят, чтобы педагог приходил в дом, занятия проходят в режиме онлайн. Государство оплачивает доступ к сети Интернет, также ежегодно переоснащают центры дистанционного обучения, чтобы сигнал был максимально чистым и занятия проходил без технических задержек.

Дистанционным обучением в регионе занимается "Волгоградский центр образования детей-инвалидов". Сотрудники центра разрабатывают для каждого школьника инклюзивные формы образования, определяют школы, проводят дистанционные уроки, организуют тьюторское сопровождение детей инвалидов. Сейчас у них проходят обучение большее 300 ребят со всей области.

На время обучения закрепления за ребенком школа обязана предоставить бесплатные учебники и методическую помощь. Итоговая аттестация ребят с ограниченными возможностями проводится в домашней обстановке, чтобы ребенок лишний раз не переживал стрессовые ситуации. Бывает, что ребенок не всегда осваивает разработанную для него индивидуальную образовательную программу, некоторые предметы даются ему с трудом. Поэтому в конце одиннадцатого класса школьнику вручается свидетельство об окончании школы, в котором указываются лишь предметы, которые удалось осилить.

Какие документы необходимы для перевода?

Главным документом, подтверждающим необходимость перевода школьника на домашнее обучение, является заключение психомедикопедагогической комиссии. Эту справку родители прикладывают к заявлению о переводе и относят директору. После чего он издает приказ об организации надомного обучения.

НАША СПРАВКА

Количество часов в неделю на домашнем обучении

1–4 класс – 8 уроков;

5–8 класс – 10 уроков;

9 класс – 11 уроков;

10–11 класс – 12 уроков.