Юрисконсульт рассказала, законно ли взимают комиссии и страховки при оплате ЖКУ

20 июня 2024

Многие жители региона сталкивались с тем, что при оплате коммунальных услуг в почтовых отделениях взимается комиссия, причем она взимается дважды, если сумма одной квитанции разбита на два платежа. Также работники просят заключить страховой договор с ежемесячной оплатой. Законно ли это, рассказали эксперты.

 

Никакого нарушения со стороны почтовой службы нет, считают в ГосЮрбюро Волгоградской области. Есть Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», по которому агент (таковым является и «Почта России») вправе взимать вознаграждение в размере, определенном соглашением между сторонами*.


«Кроме того, в законе «О почтовой связи» прописано, – поясняет Мария Федулова, ведущий юрисконсульт юрбюро, – что услуги почтовой службы, в том числе денежные переводы, оказываются на договорной основе**. Соответственно, пользователь обязан оплатить услуги. Поскольку вы дважды пользовались «любезностью» посредника, постольку и на комиссию пришлось потратиться дважды».


Тот факт, что это был один счет, проплаченный в два приема, ничего не меняет. Допустим, вам нужно попасть из одной точки города в другую – вы садитесь в автобус, выходите на полпути, потом садитесь в другой автобус, пусть даже следующий по тому же маршруту, – вам придется снова оплатить проезд, не так ли? Здесь то же самое! 


Однако скоро вступит в силу закон, отменяющий комиссию при оплате ЖКУ для отдельных льготных категорий. В их числе и пенсионеры.


Что касается оформления страховки, то здесь есть повод для разбирательства. По закону «О защите прав потребителей» исполнитель не вправе без получения согласия потребителя выполнять дополнительные работы (оказывать дополнительные услуги) за плату***.


«Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, может потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы», – комментирует Сергей Родионов, ведущий юрисконсульт юрбюро.


Тут, конечно, ключевой момент связан с добровольностью оформления страховки. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено законом.


Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого это согласие не требуется, возлагается на исполнителя. Таким образом, если вы подписали бумагу – значит, согласились с предложенными условиями. 


«В случае если потребителю будет отказано в принятии платежей без заключения договора добровольного страхования имущества, потребитель вправе предъявить оператору почтовой связи претензию», – говорит Сергей Родионов.


Таким образом, согласие или отказ клиента от заключения договора страхования не должны влиять на предоставление остальных услуг, оказываемых «Почтой России».


Юлия Казанджан. Фото: freepik.com


Где это написано?

*пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
**статья 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».

***в силу абз. 4, 5 ч. 3 ст. 16 закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий