Эксперт рассказал волгоградцам, что такое настоящее смирение у христиан

3 декабря 2023

Смирение – одна из важнейших христианских добродетелей. Многие, даже не воцерковленные граждане, слышали о ней. Но не все точно понимают, что это означает.

 

«Смирение – одна из главных наряду с любовью христианских добродетелей, – объяснил Максим Злобин, организатор волгоградского Просвет-сообщества. – Причем идут они, как правило, в паре: есть любовь – будет и смирение. В этом понятии очень много аспектов. Это правильный взгляд на себя, на других людей, на мир и на Бога. И еще один – это взгляд на себя глазами Бога».

 

Апостол Павел говорит, чтобы мы не льстили себе, думая, что мы нечто. Наша главная проблема заключается в том, что мы не видим себя реальных, настоящего положения дел в своей душе, не видим правды о себе, не видим своих страстей, думая, что у нас все не так плохо.

 
Покаяние, то есть процесс исправления себя, изменения своего ума начинается с познания себя и продолжается в этом же постоянном ключе. Этот труд над собой с помощью Божией благодати порождает смирение, то есть абсолютно реалистичный и трезвый взгляд на себя.

 
Причем Господь как самый искусный и лучший учитель постепенно раскрывает нам правду о себе, так как, по словам митрополита Антония Сурожского, если бы мы сразу увидели свое ничтожество и свою греховную испорченность, то отчаялись бы и, возможно, даже наложили на себя руки. Но Господь дает нам увидеть правду о себе по мере возрастания смирения в нашей душе.

 

Также один из важнейших аспектов смирения – это полное принятие промысла Божия в своей жизни, который может выражаться в воле Божией (это то доброе, которое Господь дает нам напрямую) или в попущении Божием (это то злое, что Господь попускает нам в жизни для нашего вразумления и исправления, покаяния). Нам надо принять волю Божию, а от своей греховной воли отказаться, тогда и попущений Божиих, а значит, и искушений (испытаний, проблем) будет в нашей жизни меньше.

 

Однако смирение не означает пассивность, равнодушие и бездеятельность, нет. Это всегда активная работа над собой, но при абсолютном недоверии себе и полной надежде на Бога. Смирение появляется между двумя полюсами, которые хорошо обозначают высказывания двух святых, пояснил Максим Злобин.


 
Преподобный Паисий Святогорец сказал, что «наше только то, что течет у нас из носа при насморке». Иными словами, ничего доброго мы не можем сделать сами, мы очень немощны, об этом же сказано и в Евангелии.


 
С другой стороны, апостол Павел говорит: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». То есть с Божией помощью мы можем стать другими людьми, преобразить и очистить свою душу.

 

Как говорит преподобный Иосиф Исихаст, «когда приходит Божия благодать, тогда рыбаки становятся апостолами, блудники целомудрствуют, а воры перестают красть». Но это возможно только при обретении смирения, которое рождается при активном труде над собой.


Марина Злобина. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага / архив.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий