Эксперт рассказал, откуда мошенники берут номера телефонов граждан

2 января 2023

Сотрудник отдела безопасности финансовой организации Олег Крюков объяснил, откуда аферисты берут номера телефонов потенциальных жертв и дал полезные советы о том, как не стать жертвой злоумышленника.

 

Персональная информация стала общей

 

– Ни для кого не секрет, что наши данные блуждают по сети Интернет и попадают они туда абсолютно из разных источников, – говорит Олег Крюков, заместитель начальника отдела безопасности Отделения Банка России по Волгоградской области. 

 

– Так, например, в магазинах покупателям часто предлагают оформить карту лояльности для того, чтобы пользоваться скидками и акциями. При этом указываются номер телефона, ФИО и другие сведения.

 

Не у всех магазинов и компаний ресурсы достаточно защищены, к тому же в них вполне могут оказаться недобросовестные сотрудники, сливающие данную информацию. Таким образом она и попадает в Сеть. 

 

Еще один источник – медицинские учреждения, куда люди неоднократно обращаются за помощью. Здесь тоже безопасность не всегда выстроена на должном уровне, поэтому нет никакой гарантии, что данные пациентов не были кому‑то переданы.

 

По словам специалиста, личные сведения могут стать общим достоянием и при использовании сервиса для мобильных телефонов гет контакт (Get Contact). Приложение предлагает удобный телефонный справочник, в котором можно находить человека по номеру телефона, заносить абонентов в «черный список», определять звонившего и т. д.

 

Согласившись на получение всей этой информации, владелец телефона предоставляет сервису доступ к своей телефонной книге. 

 

Таким образом, если кто‑то из знакомых или родных пользуется гет контактом, то записанные в его телефоне номера, а также фамилии, имена (в зависимости от того, как обозначается контакт) становятся достоянием компаний, которые собирают телефоны в сервисе.

 

– Это только малая часть примеров того, когда люди, совершенно не подозревая об этом, оставляют свои данные. Поэтому не стоит удивляться, что номер телефона, ФИО, адрес проживания и другие сведения уже есть в открытом доступе и известны широкому кругу лиц. С этим нужно смириться, тем более что непосредственной угрозы данный факт не несет. 

 

Конечно, мошенники, выискивая информацию о своих будущих жертвах, рано или поздно ее получат. Мы не должны удивляться, что звонки есть, важно другое: как человек на них реагирует, – отмечает Олег Крюков.

 

Помощь в блокировке номеров

 

Эксперт напомнил о трех крайних эмоциональных состояниях, на которые давят мошенники: страх (испуг, тревога), чувство сострадания (просьбы о помощи) и чувство эйфории (осчастливить неожиданной суммой денег, выплатой, легким заработком).

 

Поэтому в первую очередь стоит критически отнестись к информации на том конце трубки, несмотря на то, что это часто сделать тяжело, ведь при испуге и тревоге выделяется кортизол – гормон, отключающий рациональное мышление.

 

– Если с первых секунд разговора мы понимаем, что это мошенники, нужно выслушать информацию, а потом под любым предлогом (или без него) отключить телефон. После этого позвонить в ту организацию, от имени которой злоумышленник звонил, и сообщить номер телефона, с которого поступил звонок. 

 

В мобильных приложениях и на официальных сайтах многих банков сейчас встроено окно «Сообщить о мошенничестве». Нужно просто зайти, написать номера телефонов злоумышленников и коротко сообщить о разговоре с ними, – поясняет специалист.

 

Если нет возможности пользоваться интернетом или хочется личного контакта, можно позвонить в кредитную организацию, чтобы сообщить номера мошенников оператору или же использовать искусственный интеллект (чат-бот), который сейчас имеется во многих банках. 

 

Виртуальному собеседнику следует сказать, что желаете сообщить о мошенничестве, дальше уже нужно будет только отвечать на его вопросы. Робот спросит в том числе и про номера телефонов, с которых звонили недоброжелатели.

 

Также можно обратиться и в контактный центр регулятора по бесплатным номерам: 300, 8 -800- 300‑30‑00. Или отправить обращение в электронном виде.

 

– Дело в том, что телефон является основным инструментом злоумышленников. Банк России регулярно проводит работу по блокировке мошеннических номеров. Но сделать это возможно после того, как гражданин данную информацию сообщит. 

 

Как только номер телефона мошенников попадает в ЦБ РФ, регулятор связывается с оператором связи и инициирует блокировку. Когда клиент сообщает номер мошенника в свой банк, финансовая организация немедленно отправляет эту информацию регулятору, а тот в свою очередь инициирует блокировку перед оператором. 

 

Если каждый из нас не будет замалчивать такие сведения, мы сообща сможем выбить из рук мошенников главный инструмент – телефон, и усложним им жизнь до такой степени, что их деятельность станет нерентабельной и, в конце концов, они откажутся от своих неправомерных действий, – подытоживает эксперт.

 

Ирина Марченко. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко / архив.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий