Волгоградский скульптор Алексей Криволапов погиб, спасая тонущих детей

27 августа 2023

Автор знаменитой девочки Милы с Солдатского поля и памятника Комсомольцам в Волгограде трагически погиб в августе 1996 года.

Имя заслуженного художника России Алексея Криволапова широкой публике действительно неизвестно. О нем не написано фундаментальных монографий, при жизни у мастера не состоялось ни одной персональной выставки, хотя ему было что показать зрителю. Он оставил нам богатое наследие – десятки прекрасных скульптур. Помимо таланта художника, Алексей Криволапов обладал храбрым сердцем – он трагически погиб 4 августа 1996 года, спасая детей на реке.


Особенный человек 


Алексей Криволапов родился в Центральной России. В 1937-м его родители, спасаясь от голода, перебрались в заповедный таежный поселок на Дальнем Востоке. Художественный дар мальчика проявился рано, еще в школе. Творческие принципы мастера формировались в Ереванском художественном институте, где он проучился год, а затем в Харьковском художественном институте. Уже первые его работы были отмечены на всесоюзном уровне. В Волгоград Алексей Криволапов приехал в 1958-м, и с тех пор город навсегда вошел в его биографию. 


– Это был особенный человек и скульптор, принадлежавший к поколению великих 60-х, – рассказывает волгоградский искусствовед Любовь Яхонтова. 


Даже самые крупные его монументальные произведения выражают эстетику тех лет, новый взгляд на человека и историю. Они полны искренности, живых чувств и лишены пафоса. 


Памятник Комсомольцам был открыт в феврале 1973-го и считался тогда новаторским. Спустя 2 года, в 1975-м, было реализовано еще одно крупное творение Алексея Криволапова в сотрудничестве с минским архитектором Леонидом Левиным – знаменитый мемориал «Солдатское поле». Это один из самых ярчайших символов: скульптура девочки Милы, держащей в руках полевой цветок. У ее ног каменный треугольник – образ солдатского письма, отправленного дочери накануне гибели в бою ее отцом майором Дмитрием Петраковым, куда он вложил срезанный осколком снаряда василек.


Звезды и памятник Ерману


– Алексея Криволапова мы знаем в основном как скульптора, – рассказывает волгоградский художник Сергей Пелихов. – Но он оставил множество живописных полотен – акварели, графику, этюды, крымские пейзажи, обнаженную натуру. Работы разных лет и разной техники – редкое сочетание для скульптора. 


К сожалению, не все монументальные работы художника сохранились, некоторые демонтированы после перестройки 90-х. Не все его замыслы были осуществлены. Например, лишь в недолговечном пластилине сохранился нереализованный эскиз конников-красноармейцев, который предлагалось поставить в перспективе улицы Комсомольской над береговым откосом, на фоне Волги.
Оказался ненужным и памятник Якову Ерману, очень юному, похожему скорее на поэта или студента, чем на фанатичного революционера. 


К большому сожалению, не сделан декоративный фонтан «Звезды падают с неба» напротив библиотеки имени Горького в сквере по улице Симбирцева, а он мог бы быть настоящим украшением этого места… 


Среди работ Криволапова есть и эскиз памятника Ленину.  Это был последний монумент вождя из числа созданных у нас в стране. Он установлен в городе Ленинске Волгоградской области уже после крушения Советского Союза. 


Это последняя монументальная работа Алексея Криволапова, получившая путевку в жизнь. Она была отлита и установлена в Ленинске уже после трагической гибели Алексея Криволапова в 1996 году. Правда, на постамент для скульптуры денег тоже не хватило и ее поставили прямо на землю.


Любовь с первого взгляда 


Для сохранения памяти Алексея Криволапова много делала его вдова Людмила Михайловская, которая долгие годы была ему верным другом, помощницей, советчицей. К сожалению, ее не стало в июле прошлого года, ей было 90 лет.


Сотрудники волгоградского музея ИЗО рассказали, что они прожили вместе 40 лет и это была настоящая любовь с первого взгляда. История их встречи могла бы стать сюжетом для романтического фильма. 


Они познакомились в 1955 году в Ленинграде, где оба проходили летнюю студенческую практику. Она – от Московского текстильного института, а Алексей – от Харьковского художественного института. Случайно встретились в Эрмитаже в зале Рембрандта. Алексей с первого взгляда влюбился в юную незнакомку. Они разговорились, познакомились, а ровно через год Алексей приехал в Москву, где училась Людмила, сделал ей предложение, уговорив сотрудницу загса расписать их, не дожидаясь двух положенных по закону месяцев. Окончив институт, молодой скульптор Алексей Криволапов приехал в Сталинград к любимой жене. 


– Лешу много раз уговаривали остаться в институте преподавать, но он не соглашался, ему хотелось работать творчески, – вспоминала Людмила Михайловская. – Его называют скульптором-монументалистом, а мне кажется, что он лирик.


И Людмила Михайловская, пожалуй, права. Например, на Солдатском поле нет воинов с оружием в руках, здесь только девочка с цветком. Среди его работ и целая галерея прелестных женских образов: девочки и нежные городские красавицы, как будто не из камня, а живые.


 А еще он очень любил рисовать цветы, особенно розы. Их он писал и в день своей гибели – 4 августа. 


– Его последняя работа «Розы. Культбаза», – вспоминает сын мастера Владимир Криволапов. – В тот день он пошел на Волгу, а вернувшись, собирался ее дописать. Этого не случилось. В тот день он бросился на помощь тонущим детям. Детей удалось спасти, а вот сам художник погиб…

 

Александр Литвинов, Юлия Гречухина. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Каширский, Кирилл Брага / архив.