Волгоградцы узнали, почему чтение полезно для ребенка

19 августа 2024

Волжанка Татьяна Пригожая, директор Православного центра детского развития «Радуга» при храме Патриарха Тихона, помощник благочинного Волжского церковного округа по религиозному образованию и катехизации, а также преподаватель экономики в одном из местных колледжей, решила бороться с кризисом чтения у школьников и разработала проект «Живой как жизнь», который получил поддержку Фонда президентских грантов. Подробности она рассказала в интервью «Вечернему Волгограду».

– Между бумажной и электронной книгой есть разница?

– На мой взгляд, огромная. Возможно, это мои ощущения, уже довольно старомодные, но в работах ряда ученых, занимающихся проблемой потери интереса у детей к чтению, сказано, что электронная книга не дарит тех чувств, которые получает человек, перелистывая бумажные странички. Далеко не все можно найти в электронном виде. Это справедливо и для художественной литературы, и для учебников. Большинство электронных вариантов содержат множество ошибок, опечаток, сокращений и т. п. Важным минусом электронного варианта является необходимость своевременной зарядки гаджета и выраженного вреда для зрения. Безусловно, отвергать достижения прогресса глупо, если выбирать между «не чтением» и чтением электронной книги, я выберу второе.


– Важно, что читает ребенок (скажем, только детективы) на первом этапе приобщения к чтению?

– Очень важно, ЧТО читает ребенок! Родители должны сформировать представление у детей о добре и зле, справедливости, совести, красоте, привить своим чадам в детстве литературный вкус! Как говорил Сухомлинский, «чтение – это окошко, через которое дети познают и видят мир и самих себя». Книга – пища для ума, а для православного христианина важно, чтобы это была еще и пища для души! «Через слово созидается душа ребенка», – писал архимандрит Рафаил (Карелин). Мы не можем «забрасывать» наших детей пагубой, хитро заложенной в захватывающий сюжет: лишь бы читали! Зачем? Совершенствовать навык чтения, скорость произношения букв? Нет, здесь смысл в другом – в содержании читаемого, в приобщении нашего подрастающего поколения к классической отечественной и православной литературе, произведениям зарубежных христианских писателей и к традиционным духовно-нравственным ценностям. Остальная информация чрезмерно легко доступна, красочно оформлена и бывает весьма опасной для наших детей.
 

– Посоветуйте пару книг для летнего чтения ученикам старших классов.

– Это вопрос сложный. Тем, кто не знаком с творчеством Бориса Ганаго (белорусский православный писатель), кто настроен на размышления о главных вопросах жизни, можно взять книгу этого автора. «Воскресное чудо», «Свеча в окне» – сборники рассказов, которые будут интересны и детям, и взрослым и подходят для семейного чтения. Я поклонница творчества Антона Павловича Чехова и часто перечитываю его рассказы, пьесы и повести, а поэзия – Пушкин.


– Как можно заинтересовать школьника чтением художественной литературы и классики в частности?

– Заинтересовать современного подростка чтением классической русской и православной литературы довольно сложно. В нашей практике это конкурсная деятельность и участие в работе театральной студии. Конкурсы чтецов, когда нужно выбрать и подготовить к выступлению произведение на православную или патриотическую тематику, либо посвященную творчеству классика русской поэзии или прозы. Нужно поработать с материалом, найти, например, подходящее стихотворение, вникнуть, вычитать, полюбить его, чтобы преподнести со сцены зрителям и жюри. Театральная студия учит вдумчивой работе с текстом, представлению некого образа, сопричастности к жизни героя литературного произведения, нравственным смыслам и жизненным закономерностям.


– Расскажите, какие мероприятия запланированы в рамках вашего проекта?

– Проект «Живой как жизнь» нацелен на решение проблем преодоления кризиса чтения, литературного воспитания детей как основы для формирования личностных качеств ребенка. Проще говоря, хочется «подвести» детей к книге, заинтересовать литературой. Основные мероприятия: проведение литературного конкурса для детей; праздников, приуроченных ко Дню православной книги, Дню славянской письменности, Всероссийскому дню чтения; акции «Подари книгу детям»; мастер-класс «Книга-лучший друг»; работа театральной студии; занятия по церковнославянскому языку, каллиграфии, чтению вслух и развитию речи; беседы об опасности гаджет-зависимости. Думаю, это приобщит детей к языковому наследию, поможет развить когнитивные и творческие способности.


Юлия Казанджан. Фото: freepik.com.