Волгоградцы узнали, почему чтение полезно для ребенка

Волжанка Татьяна Пригожая, директор Православного центра детского развития «Радуга» при храме Патриарха Тихона, помощник благочинного Волжского церковного округа по религиозному образованию и катехизации, а также преподаватель экономики в одном из местных колледжей, решила бороться с кризисом чтения у школьников и разработала проект «Живой как жизнь», который получил поддержку Фонда президентских грантов. Подробности она рассказала в интервью «Вечернему Волгограду».
– Между бумажной и электронной книгой есть разница?
– На мой взгляд, огромная. Возможно, это мои ощущения, уже довольно старомодные, но в работах ряда ученых, занимающихся проблемой потери интереса у детей к чтению, сказано, что электронная книга не дарит тех чувств, которые получает человек, перелистывая бумажные странички. Далеко не все можно найти в электронном виде. Это справедливо и для художественной литературы, и для учебников. Большинство электронных вариантов содержат множество ошибок, опечаток, сокращений и т. п. Важным минусом электронного варианта является необходимость своевременной зарядки гаджета и выраженного вреда для зрения. Безусловно, отвергать достижения прогресса глупо, если выбирать между «не чтением» и чтением электронной книги, я выберу второе.
– Важно, что читает ребенок (скажем, только детективы) на первом этапе приобщения к чтению?
– Очень важно, ЧТО читает ребенок! Родители должны сформировать представление у детей о добре и зле, справедливости, совести, красоте, привить своим чадам в детстве литературный вкус! Как говорил Сухомлинский, «чтение – это окошко, через которое дети познают и видят мир и самих себя». Книга – пища для ума, а для православного христианина важно, чтобы это была еще и пища для души! «Через слово созидается душа ребенка», – писал архимандрит Рафаил (Карелин). Мы не можем «забрасывать» наших детей пагубой, хитро заложенной в захватывающий сюжет: лишь бы читали! Зачем? Совершенствовать навык чтения, скорость произношения букв? Нет, здесь смысл в другом – в содержании читаемого, в приобщении нашего подрастающего поколения к классической отечественной и православной литературе, произведениям зарубежных христианских писателей и к традиционным духовно-нравственным ценностям. Остальная информация чрезмерно легко доступна, красочно оформлена и бывает весьма опасной для наших детей.
– Посоветуйте пару книг для летнего чтения ученикам старших классов.
– Это вопрос сложный. Тем, кто не знаком с творчеством Бориса Ганаго (белорусский православный писатель), кто настроен на размышления о главных вопросах жизни, можно взять книгу этого автора. «Воскресное чудо», «Свеча в окне» – сборники рассказов, которые будут интересны и детям, и взрослым и подходят для семейного чтения. Я поклонница творчества Антона Павловича Чехова и часто перечитываю его рассказы, пьесы и повести, а поэзия – Пушкин.
– Как можно заинтересовать школьника чтением художественной литературы и классики в частности?
– Заинтересовать современного подростка чтением классической русской и православной литературы довольно сложно. В нашей практике это конкурсная деятельность и участие в работе театральной студии. Конкурсы чтецов, когда нужно выбрать и подготовить к выступлению произведение на православную или патриотическую тематику, либо посвященную творчеству классика русской поэзии или прозы. Нужно поработать с материалом, найти, например, подходящее стихотворение, вникнуть, вычитать, полюбить его, чтобы преподнести со сцены зрителям и жюри. Театральная студия учит вдумчивой работе с текстом, представлению некого образа, сопричастности к жизни героя литературного произведения, нравственным смыслам и жизненным закономерностям.
– Расскажите, какие мероприятия запланированы в рамках вашего проекта?
– Проект «Живой как жизнь» нацелен на решение проблем преодоления кризиса чтения, литературного воспитания детей как основы для формирования личностных качеств ребенка. Проще говоря, хочется «подвести» детей к книге, заинтересовать литературой. Основные мероприятия: проведение литературного конкурса для детей; праздников, приуроченных ко Дню православной книги, Дню славянской письменности, Всероссийскому дню чтения; акции «Подари книгу детям»; мастер-класс «Книга-лучший друг»; работа театральной студии; занятия по церковнославянскому языку, каллиграфии, чтению вслух и развитию речи; беседы об опасности гаджет-зависимости. Думаю, это приобщит детей к языковому наследию, поможет развить когнитивные и творческие способности.
Юлия Казанджан. Фото: freepik.com.