Волгоградцам объяснили причины детского заикания
Около 2,5 % детей дошкольного возраста говорят с запинками. Среди взрослых на всей планете заикаются около 70 млн человек. Почему возникает расстройство речи и можно ли победить недуг, рассказывает Эрика Морозова, заведующая нейрореабилитационным отделением Волгоградской областной детской клинической больницы.
«Заикание у детей – расстройство речи, при котором нарушена ее плавность. Заикание – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры».
Процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.
Такими чрезвычайными раздражителями могут выступать: тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, корь, коклюш, тиф и др.), черепно-мозговая травма, гипотрофия, рахит, интоксикации, а также одномоментные психические потрясения – кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость или длительная травматизация психики (затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания).
Существует несколько типов заикания. Возникают непроизвольные задержки произношения отдельных звуков или слогов (тоническое заикание) или непроизвольное их повторение (клоническое заикание), возможны сочетания (тонико-клоническая форма).
В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Неврозоподобное заикание связано с органическим поражением нервной системы. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством.
В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину.
Невротическое заикание обычно возникает в 2‑6 лет, на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь. В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей.
Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3‑4 лет, в период становления фразовой речи.
По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степени заикания у детей. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.
Легкая степень заикания у детей характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению.
При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи.
При тяжелом заикании у детей речевые судороги частые и длительные; запинки случаются во всех видах речи. В самых крайних случаях из‑за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными.
«Обследование детей с заиканием проводится логопедом, педиатром, детским неврологом, детским психологом, детским психиатром. Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведений о раннем психоречевом и моторном развитии детей, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания. Для выявления органических поражений ЦНС неврологом при необходимости назначается ЭЭГ, МРТ головного мозга. В процессе диагностического обследования речи у детей с заиканием определяются локализация, форма, частота речевых судорог; оцениваются особенности темпа речи, дыхания, голоса и многие другие специфические аспекты. К причинам заикания относят наследственную предрасположенность».
Чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата. Имеет значение невропатическая конституция ребенка. У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенные тревожность и ранимость.
Причиной также бывает внутриутробное поражение ЦНС. Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами и т. д.
Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, артикуляцией и мимикой.Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей.
Мальчики заикаются в 2‑3 раза чаще и с возрастом эта гендерная разница только увеличивается: мальчиков, которые продолжают заикаться, становится уже в 3‑4 раза больше.
Мужчины также заикаются чаще женщин – в 4 раза. Приблизительно от 5 до 10% детей заикаются в течение нескольких недель или нескольких лет.
При этом 75% детей вылечиваются от заикания, а остальные 25% могут продолжить заикаться на протяжении всей жизни.
Чем старше становится ребенок, тем меньше шансов полностью избавить его от заикания. В подростковом возрасте заикание поддается коррекции с большим трудом. Основная цель лечения – обучить навыкам релаксации и умению сохранять позитивный настрой, поддерживать постоянную уверенность в себе и своих силах, использовать методики по повышению самооценки.
К лечению речевой патологии нужно приступать незамедлительно после постановки диагноза неврологом, психологом или психиатром.
Лечение заикания, как правило, комплексное, этапное и достаточно длительное. Для надежного излечения от заикания необходимо не менее полугода. Но даже комплексный междисциплинарный и индивидуальный подход к лечению, к сожалению, не всегда приводит к полному выздоровлению. При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.
Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту.
С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.
Не акцентировать внимание на дефекте речи ребенка. При общении вести себя естественно и непринужденно.
Чтобы предупредить у детей необходимо придерживаться несколько важных правил:
Всем и близким необходимо говорить правильно – грамотно выражать свои мысли, используя литературную лексику, не растягивая слова и не убыстряя темп речи.
Беречь здоровье и укреплять иммунитет ребенка – строго соблюдать режим дня, обеспечивать хороший, здоровый дневной и ночной сон, придерживаться сбалансированного рациона, закаляться и приобщаться к спорту.
Оградить ребенка от неконтролируемого стресса, обучив его спокойно относиться ко всему, что бы ни происходило. Стараться всегда быть оптимистически настроенным и доброжелательным.
Максимально оградить ребенка от травмирующих психику книг и фильмов.
Нельзя разрешать ребенку играть в слишком возбуждающие игры, особенно в вечернее время суток.
Марина Злобина. Фото: freepik.com.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |