Волгоградцам объяснили, какие перемены ждут скоростной трамвай

7 июня 2023

Специалисты рассказали, как изменится в ближайшие 5 лет волгоградский скоростной трамвай.

 

 

Лучший способ обновить трамвайное хозяйство

 

Масштабный ремонт путей на участке между станциями скоростного трамвая «Завод «Баррикады» и «Гимназия № 14» начался в рамках инвестиционного соглашения. Наш регион был включен в число пилотных субъектов страны, где будут реализованы инфраструктурные проекты, направленные на комплексное развитие городского наземного электротранспорта.

 

Модернизация предстоит глобальная, она включает не только реконструкцию путей, но и строительство новых, ремонт подземных станций и другой инфраструктуры, а также закупку современных трамваев.

 

 

О планах по развитию волгоградского трамвая рассказали специалисты

 

– В декабре 2022 года Волгоградская область, Волгоград и АО «Электро­Транспорт­Плюс»,  – сообщил Сергей Комлев, заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации Волгограда, – заключили концессионное соглашение об инвестициях в транспортную инфраструктуру, в частности в инфраструктуру трамвая и приобретение трамвайного подвижного состава. Соглашение будет действовать в течение 25 лет, инвестиционная фаза (модернизация) запланирована на ближайшие 5 лет и будет проходить в 5 этапов.

 

Инвестпроект имеет 4 источника финансирования – капитальные гранты федерального и областного бюджетов, льготный кредит госкорпорации развития и деньги инвестора. В общей сложности на модернизацию трамвайной инфраструктуры будет направлено 12 млрд рублей.

 

Такая схема выбрана потому, что она является одним из условий получения федеральной поддержки для реализации инвестпроекта по модернизации трамвайной инфраструктуры.

 

Благодаря обновлению будет увеличена скорость движения транспорта, сокращено время в пути, пассажирам станет гораздо комфортнее.

 

Это продолжение уже начатой работы – в 2020 году капитальный ремонт затронул первые 6 километров трамвайных путей – от конечной остановки в Тракторозаводском районе до станции «Завод «Баррикады». В ходе реконструкции применялись современные технологии, мы посмотрели, как это работает, насколько это увеличило скоростной режим, комфортность поездки, и благодаря федеральной поддержке позиции области и города получили одобрение на подписание инвестиционного соглашения.

 

Инвестиционное соглашение предусматривает не только модернизацию инфраструктуры, но и ее эксплуатацию. После окончания срока действия соглашения все имущество, включая новый подвижной состав, будет передано муниципалитету.

 

Тарифы на проезд по‑прежнему будут устанавливаться решением гордумы, регулирование цены на билеты полностью останется за городом. Муниципалитет будет также осуществлять контроль за строительством и эксплуатацией трамвайных линий.

 

– Инвестором выступает дочернее предприятие областного акционерного общества (АО) «Волгоград­облэлектро», 85% акций которого принадлежат субъекту РФ, то есть распоряжается им администрация региона. Поэтому трамвайная инфраструктура передана в единое управление от муниципального предприятия в государственное, – добавляет Антон Баранов, гендиректор компании-концессионера электротранспорта.

 

Имущество трамвайного парка остается в собственности муниципалитета, а во время реализации инвестсоглашения управление этим имуществом осуществляет государственная компания. Всем сотрудникам МУП было предложено перейти на работу на прежних условиях в компанию-концессионер, большинство уже это сделали.

 

 

Поэтапное обновление путей, переездов и остановок

 

– 20 мая начались строительные работы на участке скоростного трамвая от завода «Баррикады» до остановки «Гимназия № 14», – рассказал Антон Шитов, главный инженер компании-инвестора.

 

В рамках капремонта предусмотрены полная замена рельсошпальной решетки, формирование абсолютно новой балластной призмы, песчано-грунтовой подушки, укладка современных необслуживаемых шпал (это продлит срок службы и снизит затраты на эксплуатацию путевого хозяйства), а также новые рельсы.

 

Для создания бесшовного пути рельсы соединят с помощью алюминотермитной сварки. Кроме того, установят температурные конденсаторы, уложат плети длиной по 400 метров, что значительно снизит шум и увеличит скорость подвижного состава. На текущий год запланированы работы на 6 км одиночного пути.

 

Модернизация линии скоростного трамвая продолжится и в 2024 году. После ремонта участка до остановки «Гимназия № 14» планируется реконструировать еще 9 км пути и тем самым полностью завершить всю протяженность наземного полотна до ул. Землянского. Нужно сказать, что инвестпроект предполагает комплексный подход.

 

Так, для снижения шумовой и вибрационной нагрузки на участке стадиона «Волгоград Арена» до станции «ТРК «Европа», где располагается зона жилой застройки, будут уложены специализированные железобетонные плиты. Эта технология уже отработана в нескольких городах и хорошо себя зарекомендовала.

 

Кроме того, предусмотрена замена всех переездов по пути следования СТ. В качестве верхнего слоя будет применяться резинокордовый настил, как около станции «Хлебозавод». Единственный переезд, который будет отличаться от остальных, – вблизи станции «Мамаев курган» из‑за кривого участка пути. Там проложат железобетонные плиты.

 

Помимо этого, предусмотрена реконструкция остановочных платформ, которые будут адаптированы под нужды маломобильных групп населения и оснащены информационным табло, современным светодиодным освещением.

 

Также планируется модернизация контактной сети в виде установки современных оцинкованных опор и применения полимерной изоляции. В конечном итоге мы получим абсолютно новую, современную и качественную линию СТ, который является визитной карточкой города и даже страны, так как такого уникального транспорта нет нигде. Хотим, чтобы она стала образцово-показательной и ничем не уступала самым современным решениям, которые используются в нашей стране.

 

– Капремонт и реконструкция пройдут на трамвайных путях других маршрутов, там, где в этом есть необходимость, – говорит Антон Баранов. – Общая протяженность путей, которые предстоит модернизировать инвестору, с учетом наземной части линии СТ, превышает 34 км.

 

 

Также планируется реконструкция трамвайного депо № 3 в Красноармейском районе и 11 тяговых подстанций, строительство новой линии СТ от конечной станции ВГТЗ до улицы Тракторостроителей – 5 км в однопутном исчислении.

 

Модернизация затронет и подземные станции – «Площадь Ленина» и «Комсомольскую», где предстоит в том числе заменить эскалаторы. В проект входит и маршрут № 13, и маршрут № 2 Дзержинского района, реконструкция коснется большей части трамвайных путей города Волгограда.

 

– Для обеспечения комфортной перевозки горожан введены дополнительные рейсы на маршрутах троллейбусов № 8А, № 10А, которые следуют параллельно линии СТ, а также в утренние часы пик пассажиров дополнительно перевозят автобусы из Спартановки (от остановки «Гостиница «Старт») до ж/д вокзала, – пояснил Сергей Комлев. – Со стороны муниципалитета планируется проводить регулярные мониторинги – мы постараемся оперативно реагировать, если возникнут потребности в дополнительном подвижном составе.

 

– Ремонтные работы на этом участке планируется завершить до середины следующего года. До сентября планируется полная остановка этой линии СТ, а потом начнется учебный год и строительство будет идти в ночные смены, движение частично возобновится, – говорит Антон Баранов. – Реконструкция следующих 9 км – до улицы Землянского, тоже начнется, скорее всего, летом, в период падения пассажиропотока. Это позволяет нам работать в ускоренном темпе.

 

 

Новые трамваи на современные рельсы

 

– Инвестпроект предусматривает приобретение 62 единиц подвижного состава – 12 трехсекционных и 50 одинарных вагонов, – поясняет Сергей Комлев. – Новые современные трамваи будут оснащены речевыми информаторами, информационными табло, системами мониторинга в салоне для обеспечения безопасности и мониторинга пассажиропотока.

 

При этом в 2018 году было приобретено 20 единиц нового транспорта и 33 вагона, прошедших глубокую модернизацию. 62 вагона к ним добавятся, и вместе это будет составлять основной костяк.

 

При этом инвестсоглашение предусматривает и обязательства по капитально-восстановительному ремонту вагонов, проходящих эксплуатацию.

 

Новые низкопольные трамваи будут оснащены климатическими системами, обладать большой вместимостью, они максимально комфортны для пассажиров и отвечают всем требованиям законодательства. Сейчас на линии курсирует 145 единиц подвижного состава, на момент окончания реализации инвестпроекта будет более 220 единиц.

 

– Рельсы подземки находятся в хорошем состоянии, поэтому основная задача заключается в обновлении надземной части, – говорит руководитель компании-концессионера. – Но, возможно, это будет у нас с городом отдельная программа, дополнительная, которая не входит в инвестпроект.

 

– Идею продолжения движения СТ в южном направлении мы не оставили, – говорит Сергей Комлев. – Мы ищем возможность ее реализации с учетом различных федеральных программ.

 

Точно сказать, будет ли это скоростной трамвай, нельзя, поскольку технически такую линию построить сложно из‑за тупика на Тулака. Выход на поверхность либо продление СТ в подземке – очень непростой и дорогостоящий проект.

 

Но мы понимаем важность вопроса, и ему будет уделено внимание в период проработки нового градостроительного плана.

 

 

Из истории

 

Волгоградский скоростной трамвай (СТ) – достопримечательность города. Это единственная трамвайная линия в стране, имеющая подземный участок, построенный по нормам метрополитена. Журнал Forbes поставил волгоградский СТ на 4-е место в списке 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира.

 

Идея строительства нового вида горэлектротранспорта зародилась в середине 60-х годов. В 1970-м началось возведение наземных участков линии, а в 1976 году – подземной ее части.

 

5 ноября 1984 года было открыто постоянное пассажирское движение на первой очереди волгоградского скоростного трамвая, протяженностью 13,5 км (из которых 3,5 км – подземная часть, две подземные станции, одна – на эстакаде). В 1985 году началось строительство второй очереди СТ, запустили ее в эксплуатацию 1 декабря 2011 года. Это подземный участок с тремя станциями протяженностью 3,8 км.

 

Сейчас скоростной трамвай в Волгограде соединяет пассажирским сообщением пять районов города из восьми. Общая протяженность линии – 17,3 км.  На ней расположено 22 станции, шесть из которых находятся под землей.

 

При строительстве 1-й очереди был решен ряд сложных технических вопросов, что сделало волгоградский трамвай уникальным сооружением. Так, чтобы вагоны подходили к платформе всегда с левой стороны, в начале и в конце подземного участка тоннели перекрещиваются в разных уровнях.

 

Кроме того, была разработана специальная конструкция подвески контактной сети. В тоннели смонтирована малогабаритная (350–400 мм по высоте) компенсированная подвеска. При въезде в подземную часть пантограф (токоприемник) складывается (при этом высота от головки рельса до верхней части пантографа составляет 3,7 м вместо 5,6 м при нормальном его положении).

 

Такая конструкция позволила впервые в мировой практике пропустить трамвайные вагоны с верхним токосъемом по перегонным тоннелям кругового сечения, сооруженным по габаритам метрополитена.

 

Ирина Марченко. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Каширский / Сергея Григоренко / Кирилла Браги.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий