Волгоградцам дали рекомендации, как не попасться на уловки мошенников
Специалисты рассказали о новых распространенных способах мошенничества и методах противостоять обману.
Обращение по имени и создание цейтнота
Для того чтобы защитить себя, важно знать основные психологические приемы, которые чаще всего используют мошенники. В первую очередь это обращение к человеку по имени, ведь, прежде чем позвонить, они собирают нужную информацию о собеседнике.
– Звуковые колебания, возникающие при произношении имени, – самые приятные для человека. Это располагает собеседника к себе, подчеркивает его важность, – отмечает специалист. – Обращение по имени – первый инструмент, который мошенник использует для того, чтобы вызвать у потенциальной жертвы определенный уровень доверия. Второе, что должно насторожить, – когда на том конце провода задают ряд целенаправленных вопросов, предполагающих согласие, однозначный ответ «да».
После этого мошенники обычно переходят к следующему пункту: созданию цейтнота, то есть ситуации, когда нет времени подумать. Обычно это сопровождается словами: «Прямо сейчас, в данный момент, с вашего счета уходят деньги», «Действовать необходимо быстро» и т. п. В результате подобной атаки человек начинает паниковать и уже не способен действовать адекватно, а времени для того, чтобы остановиться и подумать, ему не оставляют.
Подавляет сопротивление и уверенный голос собеседника, который раздает четкие настойчивые команды: «Сделай!», «Нажми!», «Переведи!»
Шпаргалка в качестве противоядия
К возможному столкновению с мошенниками необходимо готовиться заранее – важно постоянно контролировать свое состояние, научиться бороться со стрессами, изучить свои сильные и слабые стороны, избегать переутомления и, самое главное, тренировать критический подход к жизненным обстоятельствам. Для этого могут применяться разные техники. Если нет возможности справиться самостоятельно, следует обратиться к психологу.
– Любой навык необходимо развивать, и здесь поможет моделирование ситуаций в голове и проигрывание их, – советует Марина Подольская. – На первых порах можно также написать себе памятку и повесить ее на видное место. Нелишним будет применить творческий подход к ее оформлению, например, в виде открытки или рисунков. Со временем в сознании выработается четкий механизм действий в ситуации, когда вы сталкиваетесь с мошенниками. Такая шпаргалка особенно актуальна для пожилых родственников.
Например, в инструкции можно прописать не только основные приемы, которыми пользуются мошенники, но и методы борьбы с ними.
Уже на первом этапе разговора важно взять паузу – сосчитать до десяти, подышать, успокоиться, использовать какие‑либо другие действенные техники. Необходимо дать себе возможность подумать, обработать информацию, посоветоваться с родными, соседями.
Если рядом никого нет, можно вообразить присутствие близкого человека, пообщаться с ним мысленно. В такие моменты важно осознавать: ничего криминального за короткий срок произойти не может, поэтому передышка роли не сыграет, но она необходима для противостояния. Пауза позволит мозгу включить критическое восприятие и распознать опасные моменты.
В памятку можно также занести еще один прием – отвечать мошеннику вопросом на вопрос. Многие манипуляторы от этого теряются, и им требуется время, чтобы перестроиться. Этого бывает достаточно для осмысления ситуации. Вопросы можно задавать разные, например, уточняющие: «Из какого банка звонят?», «Как вас зовут?», «С какой целью интересуетесь моими данными?» Но такой прием работает не всегда – на том конце трубки диалог ведут профессионалы, и у них в арсенале имеются всевозможные заготовки. Более того, каждый разговор с потенциальной жертвой подвергается анализу и доработке существующих скриптов.
– Эти люди психологически подкованы, они играют на определенных ценностях, которые имеются у человека, – отмечает эксперт. – Даже по интонации мошенники способны улавливать, какая наживка подойдет именно для этой жертвы.
Зачастую люди сами подсказывают нужное направление, эмоционально реагируя на те или иные вопросы. Поэтому самым лучшим остается совет: после того как позвонивший представился, прервать с ним общение. Если остается чувство тревоги, следует просто перезвонить в свой банк и проверить, действительно ли существует какая‑то угроза финансовым средствам на счету.
Ирина Марченко. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко / архив.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |