Ветерану культуры Волгоградской области Зое Финкельштейн исполнилось 95 лет
В этом году 95 лет исполняется ветерану культуры региона, старейшему работнику отрасли кино Зое Финкельштейн. Зоя Абрамовна – основатель городского киноклуба, организатор факультета киноискусства.
Зоя Абрамовна была еще и неизменным участником многочисленных кинофестивалей, в том числе в статусе специального корреспондента «Вечернего Волгограда». Большой ценитель и знаток киноискусства, она многих привела в удивительный мир синематографа. По мере возможностей, киноэксперт и сегодня держит руку на пульсе индустрии: следит за новинками, старается бывать на форумах. Воспользовавшись поводом, мы задали ветерану несколько вопросов.
– Зоя Абрамовна, в нашем регионе проходят масштабные кинофестивали. Например, в этом году во второй раз состоялся Открытый российский кинофестиваль «Волгоградский факел», в программу которого вошли 32 российских фильма. Как вы относитесь к таким значительным кинособытиям?
– Я была только на Первом фестивале, но удалось посмотреть всю программу. Было над чем поразмышлять. Мне понравилось. Приезжали известные актеры, были достойные фильмы, например, «Мария. Спасти Москву» режиссера Веры Сторожевой. Было ощущение праздника. В этом году я, к сожалению, не попала.
– Необходимы ли сегодня зрителям творческие встречи с актерами и режиссерами в области и наших отдаленных районах? Как вы думаете?
– Конечно, необходимы! Это прекрасно! Люди соскучились по хорошему кино. Кино – это действительно единственное по-настоящему массовое развлечение, особенно в селе. Кино – это великое дело, самый доступный и объединяющий вид искусства в городах и селах. Дай Бог, чтобы кинотеатр «Юбилейный» на 1200 мест был восстановлен и была возможность у жителей ходить смотреть хорошее кино.
Я недавно, в дни 80-летнего юбилея Сталинградской битвы, участвовала в замечательном Международном фестивале документального кино «RT. Док: Время героев», выступала перед студентами и рассказывала о своем брате, который в 1941 году окончил школу с золотой медалью и добровольцем пошел на войну, стал старшим лейтенантом и в декабре 1942-го погиб, лежит в братской могиле, в которой захоронено 1226 человек.
А в селе, где находится могила, всего лишь 300 человек. Среди погибших – 8 человек таких, как он – 18–19 лет. Считаю, что очень важно продолжать снимать патриотические фильмы, рассказывающие о подвиге молодых ребят, отдавших свои жизни за Родину. Раньше, в советское время, выдающиеся режиссеры снимали великие фильмы: «Баллада о солдате» Григория Чухрая – яркий пример.
– Вы ведь были знакомы с Чухраем?
– Да, он много раз приезжал в Волгоград не только представлять свои фильмы, но и на встречи с однополчанами. Мы возили его за Волгу и даже устроили дружеский завтрак на траве. У нас с ним сложились какие‑то особенно теплые отношения.
Совсем молодым парнем он, десантник, принимал участие в Сталинградской битве. Здесь получил первое ранение в ногу. А его фильм «Баллада о солдате» я считаю лучшим о том военном поколении.
У меня бережно хранится его автограф, где он изобразил себя в военной форме, но вместо погон – кусочек кинопленки.
– Что бы вы выделили из современного отечественного кинопроцесса, есть ли фильмы, которые вас удивили?
– По сравнению с «Балладой о солдате», «Летят журавли» я ничего лучше не видела. Чухрай в свое время руководил на «Мосфильме» студией экспериментальных фильмов, где был снят Владимиром Мотылем фильм «Белое солнце пустыни».
И этот фильм долго-долго Госкино не принимало, а теперь наши космонавты, перед тем как лететь в космос, обязательно смотрят это кино. Вот такое кино нам сейчас нужно! Недавний «Праведник» Сергея Урсуляка – нужное кино, наш земляк Александр Яценко великолепно и убедительно сыграл реально существовавшего офицера Красной Армии Николая Киселева, который спас жизни более 200 еврейских мирных жителей, выведя их из белорусских оккупированных земель.
– А как относитесь к современным киносказкам?
– Это прекрасно, что создают сказки для большого экрана: «Домовой», «Конек-Горбунок», «Чебурашка», «По щучьему велению», «Баба-яга спасает мир»… Дети могут пойти в кино, посмотреть фильм соответственно своему возрасту и получить от этого удовольствие.
Возрождение производства детских и подростковых фильмов в нашей стране – это замечательно! И тут есть удачные примеры.
А вот успешного значительного фильма для взрослых я пока не нахожу. Много проходных. В последнее время ничего не видела особого, достойного внимания.
У меня слишком высокие критерии, по которым я оцениваю сегодняшние фильмы, ведь я общалась с выдающимися режиссерами и актерами советского кино, воспитывалась на их шедеврах. После работы с такими актерами, как Инна Макарова, Вия Артмане, Георгий Жженов, Петр Вельяминов… произвести на меня впечатление очень трудно. Это были люди, за плечами которых выдающиеся фильмы и потрясающая биография. Мне повезло в жизни!
– Есть ли кризис мирового кинематографического процесса?
– Уходит и в американском кино целая эпоха выдающихся кинодеятелей. Вспоминаю закрытый единственный премьерный показ в августе 1979 года в 11 часов вечера в кинотеатре «Россия» выдающегося антивоенного фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» о трагедии войны во Вьетнаме на ММКФ. Мне там посчастливилось присутствовать. Он тогда произвел на меня неизгладимое впечатление.
При всей моей любви к Николаю Лебедеву, понимаю, что шедевр Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс» (1961) на голову выше его нового фильма. Но то, что Николай снял этот фильм, – очень хорошо. Людям необходимо напоминать, что фашистских преступников судили. А сейчас мы воюем с Украиной, где у власти бандеровцы, сотрудничающие с фашистами.
Зоя Финкельштейн отдала 49 лет своей жизни кинопросветительской деятельности. Ее трудовой путь начался в 1944 году с должности библиотекаря Ярмолинецкой районной библиотеки в Хмельницкой области Украины, а закончился в 1997 году в должности директора Волгоградского отделения Киноцентра.
В Волгоград Зоя Абрамовна приехала в 1966 году, и с тех пор наш город стал для нее родным. Молодой энергичный методист культурно-массовой работы в Межсоюзном клубе Волгоградского облсовпрофа, она организовала первый в городе факультет киноискусства, открыла первый киноклуб в Волгограде, ставший впоследствии городским киноклубом «Шанс». Долгое время работая в областном управлении кинофикации, бюро пропаганды киноискусства Поволжья, областном киновидеоцентре, она с успехом читала лекции о кино, организовывала просмотры и обсуждения фильмов, встречи с мастерами кинематографа, уроженцами Волгограда и теми, кто снимал в нашем городе свои фильмы.
Зоя Финкельштейн входила в оргкомитет Международного фестиваля антифашистского фильма, с большим успехом прошедшего в Волгоградском регионе в мае 1975 года. Тогда Волгоград встречал 200 кинематографистов со всего мира, всех континентов. Показы посвящались 30-летию Победы в Великой Отечественной войне и стали событием в масштабах не только города, но и страны.
Любовь к кино, единственному развлечению в голодные и холодные военные и послевоенные годы, помогала выжить и верить в будущее.
Юлия Гречухина. Фото: Архив Зои Финкельштейн и vpravda.ru
Досье «Вечерки»
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |