Стоит ли волгоградцам кардинально менять профессию

Бизнес – та сфера, в которой люди постоянно совершенствуются. Нужно непрерывно учиться, прокачивать свои навыки и способности. Наверное, поэтому именно в предпринимательской среде больше всего востребованы андрагоги. Волгоградский эксперт Глеб Перепелкин раскрыл «Вечернему Волгограду» некоторые секреты мастерства.
Жизнь заставила
– Глеб Николаевич, что такое андрагогика, когда и почему в ней возникла необходимость?
– Андрагогика – это наука об обучении взрослых, и потребность в ней возникла, когда стало понятно, что людей надо переобучать, а традиционные вузы с этим не справляются. Выяснилось, что взрослые люди совершенно по‑другому учатся, у них и мотивация другая, и результативность, существует много факторов, которые надо учитывать. Произошло это где‑то в середине прошлого века.
– Наверное, потребность в переподготовке взрослых людей возникла в связи с технологическим прогрессом? Значит, сейчас это еще актуальнее?
– Да, если раньше можно было получить профессию и сохранить ее на всю жизнь, то с середины прошлого столетия темпы развития так ускорились, что людям приходится все время осваивать что‑то новое. Последние 20 лет говорят о том, что нужно переходить к новой парадигме – учиться придется всю жизнь.
– Расскажите об основных подходах к обучению взрослых? В чем главные отличия от процесса обучения детей?
– Ребенок – это в общем‑то чистый лист. Даже в 17‑18 лет при поступлении в вуз у него уже есть какой‑то свой базовый жизненный опыт, но профессионального никакого нет. Поэтому он спокойно может слушать лектора и у него не возникает внутренних конфликтов. Все, что говорят взрослому человеку, он пропускает через призму жизненного опыта и принимает только ту часть информации, которая этому опыту соответствует и им подтверждается. Противоречащую информацию он не воспринимает.
Еще такой фактор: молодому человеку положа руку на сердце все равно, в какой сфере развиваться, куда поведут – туда и пойдет. А чем человек старше, чем более зрелый, тем более четко у него сформирована цель.
В России существует такой социальный институт, как второе высшее образование. Оно имеет какой‑то смысл, целесообразность только в том случае, если речь идет о молодом человеке и если он получает его параллельно с основным, то есть осваивает сразу 2 профессии, возможно, смежные.
Когда второе высшее предлагают получить взрослому состоявшемуся человеку, это означает, что он должен забыть все, чему научился в жизни, сесть за парту и начать с нуля. Конечно, бывают случаи, когда так надо, но менять профессию во взрослом возрасте стоит только в случае крайней необходимости.
– Вы уже сказали, что студенты – те же дети. А где та черта, за которой начинается взрослая жизнь, или у каждого это индивидуально?
– Это связано с развитием критического мышления человека. Как метод оно формируется примерно к 25 годам. Если человек не имел никаких патологий, если у него более или менее развитый интеллект, то к этому возрасту критическое мышление формируется. Бывают случаи, когда человек никак мозг не развивал и у него критическое мышление к этому возрасту не появляется, не формируется потом и на протяжении всей жизни: человек не в состоянии объективно, адекватно оценивать окружающий мир. Он оценивает его исключительно эмоционально.
Больше практики
– Как строится обучение взрослых?
– Самое главное – конкретная цель. Каждый час времени взрослому человеку очень дорог. Рабочий день, как правило, 8 часов плюс обед, дети, супруга, которым нужно уделять внимание.
Поэтому конкретная цель должна быть у каждого занятия. При этом человек должен эту цель принять, признать, что она для него важна. Материал должен быть хорошо структурирован и опираться на существующую базу.
В международной школе бизнес-тренинга нас учили, что когда человек приходит, его нужно продиагностировать, прежде чем начать учебный процесс. По-хорошему, сделать это надо еще до начала обучения. Но чаще это не получается, и приходится проводить диагностику прямо в процессе. Когда проводятся крупные мероприятия – семинары на тысячу человек, когда собирают стадионы – это не образовательный процесс, не андрагогика. Это образовательное шоу. Люди ходят туда в основном за вдохновением.
Формат обучения взрослых людей должен быть практико-ориентированным. Новых знаний должно быть немного, зато должно быть много усилий по их адаптации к опыту человека и интеграции его практических действий. Вот это андрагогика.
– Вы сказали, что должно проводиться тестирование. Могли бы вы сказать, что именно проверяете? Понятно, что уровень теоретической подготовки, но, наверное, еще и психологические особенности?
– Конечно, есть психологические тесты, которые помогают отделить обучаемых от необучаемых, а также определить, в каком виде человек лучше усваивает знания.
Но все-таки главное – это тестовое задание по теме занятия и групповая дискуссия вокруг него. А на этапе подготовки – обсуждение актуальных проблем «учеников», их целей и задач, которых они хотят достичь благодаря обучению.
Потом андрагог делает связку между целями «учеников» и своей программой, и именно это включает мотивацию взрослых людей к познанию.
Искусство мотивировать
– Вы взаимодействуете с топ-менеджерами успешных компаний. Можете назвать какие‑то общие черты успешных людей?
– Все успешные руководители, которых я тестировал, отличаются, как правило, двумя фундаментальными качествами. Первое – они видят, на что способны окружающие их люди. То есть они могут оценить человека, его знания, способности, навыки и понять, что ему можно поручать, а что нет.
Второе – это способность мотивировать людей к действию. То есть не просто дать работу, а сделать так, чтобы человек пошел и сделал ее, а потом сказал спасибо, что дали ему такую возможность.
Дальше можно называть еще много качеств: знание продукта, способность вести переговоры, умение договариваться, настойчивость, энергичность, дисциплина… Но эти 2 качества – основные.
– Какие требования предъявляются к самому андрагогу?
– Я бы, наверное, не выделял прямо андрагога, потому что есть целый пласт созвучных профессий. Например, специалисты по консалтингу. Задача консультанта не в том, чтобы сделать работу вместо заказчика, а так объяснить, чтобы он понял, как делать. Помимо этого, андрагог должен быть лидером, в противном случае его и слушать никто не будет.
У андрагога должен быть развитый творческий потенциал. Хороший специалист должен находить правильные в данный момент решения. Конечно, есть определенный набор знаний и приемов, но столкнувшись с конкретным человеком с определенными установками и способностями он не просто должен сказать «ага, вот у меня отвертка и ключ на 16», а для каждого подобрать оптимальный набор инструментов.
Он должен быть генератором идей, немножко аналитиком, а кроме того, душевным человеком, чтобы с ним просто приятно было пообщаться. Когда мотивируешь взрослого человека, приходится игнорировать его внутренний мир – ты же выталкиваешь его из зоны комфорта, и ему в этот момент не очень хорошо. И если нет внутренней способности сострадания, душевного, доброжелательного отношения, то получается, что ты будешь выгонять человека из зоны комфорта кнутом. Если же это есть, то людям это будет даже нравиться.
Юлия Казанджан. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Каширский.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
![]() |
Добавить комментарий |