Ректор ВолгГАСУ Сергей Калашников: «Крымчанам и беженцам из Украины в вузах выделили дополнительные места»

19 августа 2014

Горячая пора для приемной комиссии окончена, списки поступивших вывешены, и родители могут вздохнуть спокойно. Как прошел прием абитуриентов и с какими проблемами приходится сталкиваться вузу, корреспонденты «Вечерки» поговорили с ректором ВолгГАСУ, профессором Сергеем Калашниковым.

 

 

"Дутых" абитуриентов больше не будет

 

? Если проанализировать результаты ЕГЭ, что мы увидим: новое поколение умнеет год от года или напротив?

– Проходной балл вуза не характеризует ни ребенка, ни вуз, а только среднюю школу. А она у нас слабая. Например, физика в 11 классе не преподается, если нет профильного класса, а у нас она среди обязательных экзаменов при поступлении. В целом уровень подготовки школьников и средний балл ЕГЭ значительно ниже, чем в прошлом.

С одной стороны, в этом году ЕГЭ прошел честно и наконец-то нет «дутых» абитуриентов с «дутыми» результатами. С другой же стороны, мы в этом году потеряли не только абитуриентов с высокими баллами, которые отдали предпочтение столичным институтам, но и студентов с низкими баллами. Дело в том, что, несмотря на то что средний балл был понижен Рособрнадзором, для зачисления в вуз планка не понижалась. Таким образом, все вузы страны потеряли около 50 тысяч студентов. Но и в этом есть позитивный момент: не поступив, они пойдут либо в армию, либо в колледжи, либо на завод, и значит, на несколько тысяч рабочих рук в стране станет больше.

 

? А когда вы поступали в институт, было легче стать студентом?

– Я сразу знал, что стану строителем. Поэтому я и готовился к поступлению либо в МИСИ либо в наш горхоз. Но так как тогда в Москве горели торфяники и проезд был ограничен, а в Волгограде была холера, и выезд также был ограничен, я остался здесь и пошел в горхоз. Сдал четыре вступительных экзамена, раньше еще к ним приплюсовывался средний балл аттестата, набрал приличное количество баллов и поступил.

Легче или нет, сказать не могу, многое изменилось в самой процедуре поступления, но если есть знания и желание, то и поступить проще.

 

Общая образованность «хромает»

? Раньше в вузах говорили новоиспеченным студентам: «Забудьте все, чему вас учили в школе..."

– Любая вузовская программа отталкивается от той базы знаний, которую студент получил в школе. Сегодняшним ребятам попросту нечего забывать, у них и так очень слабые знания! Сильно хромает общая образованность – знания по истории и литературе, про русский язык и географию я вообще умол чу. Знания по математике и физике на пределе порога ЕГЭ.

Мы несколько лет пытаемся решить эту проблему, введя «нулевой» семестр – во время первых месяцев обучения мы дополнительно подтягиваем первокурсников до начального вузовского уровня.

 

? Сергей Юрьевич, среди абитуриентов ходила информация, что часть бюджетных мест в этом году целевым порядком отдали поступающим из Крыма и беженцам. Но ведь так ухудшается ситуация для всех остальных поступающих. Поступили ли ребята из Крыма в ВолгГАСУ?

– Это специально вброшенная сплетня! Крымчанам и беженцам действительно выделили дополнительные бюджетные места, но это никак не сказалось на количестве бюджетных мест для российских студентов. Всем вузам, которые подали заявку на дополнительные контрольные цифры, были предоставлены места для крымских ребят. Мы тоже подали такую заявку и получили 31 место, но на данный момент зачислено только три человека, подали документы еще трое. Понимаете, люди оказались в беде, не можем же мы их бросить, нужно помогать, если есть такая возможность.

Более того, по разрешению Министерства образования и науки РФ для них продлено зачисление до 22 августа, так что у тех, кто не успел до сих пор, еще есть время.

 

Санкции науке не помеха!

? Российское образование перешло на уровневую систему: бакалавриат/магистратура. Но многие воспринимают бакалавриат как неполное высшее образование, правильно ли это?

– Бакалавриат – такое же полноценное высшее образование. Если сравнивать, то, например, на специалитете в среднем общая трудоемкость составляет 8200 часов за 5 лет , на бакалавриате – 7800 часов за 4 года , учитывая, что 350 часов прежде уделялось военной подготовке, то разница в 50 часов не дает ощутимой потери знаний. Главное отличие бакалавра от специалиста в том, что он более обширно осведомлен , а специалист более узконаправленно подготовлен.

 

? Сейчас ведущие вузы очень серьезно увеличат прием в магистратуру, понимая, что качество специалистов нужно увеличивать для науки и для себя готовить преподавателей. Увеличилось ли у вас количество бюджетных мест в магистратуре?

– В этом году бюджетных мест столько же, сколько и было, а вот на следующий 2015 год нам увеличили их в 3 раза. В основном бюджетные места увеличиваются на инженерных специальностях, на гуманитарных наблюдается обратная тенденция.

 

? Но и работодатели считают, что специалист более квалифицированный сотрудник, чем какой-то бакалавр!

– Работодатели тоже со временем привыкнут к бакалаврам, процесс уже запущен. Дело в том, что современные условия труда как раз таки требуют именно бакалавров, которые имеют возможность подстроиться под узкий профиль того или иного работодателя, а вот специалист на выходе из вуза уже заточен под определенный профиль и адаптироваться ему будет сложнее.

 

? ВолгГАСУ направляет своих студентов за рубеж для обмена опытом и знаниями, не пострадают ли эти международные связи от введенных санкций? 

– Мы отправляем студентов и преподавателей в партнерские вузы без опасений, санкции это дело политиков, а мы занимаемся наукой. Но хочу отметить, что такого пика желания учиться за рубежом, как было 10 лет назад, нет.

 

? Готова ли сейчас молодежь заниматься наукой и преподаванием?

– В целом ежегодно поступает на аспирантуру человек 30-40, но сколько из них защитит кандидатскую и останется в вузе – вопрос. Научная степень это ведь не просто написанная диссертация, чтобы ее получить, нужно постоянно заниматься наукой, открывать что-то новое, в какой-то мере болеть этим.

 

? А правда ли, что профессуру держать невыгодно дорого обходится?

– Мало что в современном мире дается бесплатно. Да, профессора получают больше, но их выгодно держать потому, что именно они двигают науку, пишут статьи, открывают новые горизонты. У нас в вузе средняя зарплата преподавателей составляет 125% от средней волгоградской. Средняя зарплата преподавателя в нашем вузе за первое полугодие 2014 года 28 436 рублей, самая маленькая у ассистента – 16 700 рублей (в том числе гарантированный оклад 11 800). Я считаю, что это достойная оплата. Поэтому, когда говорят о том, что преподавателям плохо платят, то это опять же вздор и сплетни.

DNG

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий