Как приучить ребенка выполнять домашние обязанности

Многие родители стараются привить своим детям привычку соблюдать в доме порядок, убирать в своей комнате и на рабочем столе. Но зачастую взрослые сталкиваются с протестом или игнорированием просьб. Как мотивировать маленького члена семьи выполнять свои обязанности и как вести себя в этой ситуации старшим, расскажет эксперт.
Попросить, нельзя заставить
Проблема, о которой идет речь, знакома практически каждому родителю. Уже подросшие дети протестуют против наведения порядка на столе, в шкафу, в комнате, квартире, а взрослые всеми силами пытаются навязать им самые разные домашние обязанности.
– Вопрос помощи по дому очень актуальный, эта тема в рейтинге конфликтов между взрослым и ребенком чаще всего выходит на первое место, – говорит Наталия Миронова, психолог, начальник отдела организации телефонов экстренной психологической помощи. – Нередко ребенок звонит в нашу службу и спрашивает: «Могут ли родители заставить меня убираться в своей комнате?»
Что же лежит в основе этого конфликта и кто прав в таких ситуациях: дети, которые пытаются уклониться от помощи по дому, или родители, заставляющие своего ребенка наводить порядок?
Разногласия появляются фактически благодаря двум словам: уклониться и заставить. Конфликты возникают в тех семьях, где родители внезапно вспоминают, что им нужна помощь.
Семья, дом, взаимопомощь – это абсолютная норма, проявление заботы к близким людям, когда все вместе что-то делают, сообща решают проблемы, создают уют. Важно, чтобы ребенок с малого возраста осознавал ценность вклада в общее дело. В этом случае у него никогда не возникнет протеста против уборки, а родителям не придется заставлять.
Чтобы найти общий язык с ребенком, специалист советует родителям строить фразы без давления, делать упор на просьбе, договоренности, научиться заключать своего рода контракт. Во время просьбы важно не позволять разгореться конфликту, необходимо вести конструктивный и доброжелательный диалог.
– И родителям, и детям важно научиться договариваться, четко распределять и согласовывать домашние обязанности: кто, что, когда и сколько будет делать? В маленьком возрасте дети должны выполнять небольшие обязанности, по мере взросления их объем будет расширяться. Этот процесс происходит постепенно, и тогда ребенку в голову не придет протестовать, он начнет воспринимать домашние дела как естественный процесс.
Уборка как забота
Детям необходимо дать понять, что такие обязанности, как уборка, полив цветов, прогулка с собакой, покупка продуктов, поход в садик за сестрой, мытье посуды, чистка обуви и так далее, – важные и необходимые элементы уюта, порядка, чистоты. Но главное, это еще и эмоциональные составляющие микроклимата в семье, атмосферы психологического комфорта.
Детям и подросткам, которые протестуют против уборки, следует объяснять, что умение заботиться о других – это маркер (признак) взросления и одновременно хорошая возможность приобрести навыки самообслуживания.
Родители могут сказать: «Нам необходима твоя помощь, мы нуждаемся в ней, ведь у нас очень много забот и обязанностей вне дома. Когда ты помогаешь, то таким образом проявляешь свою заботу и любовь. Это очень хорошая школа, чтобы научиться заботиться, помогать, быть полезным, а также возможность получить удовольствие от своих усилий, старания, счастливых глаз мамы, уюта в доме, вклад в доброжелательные отношения внутри семьи. Войдя во взрослую жизнь, ты будешь самостоятельным, ответственным, способным заботиться о себе и людях, которые тебе дороги».
– Родителям часто хочется как можно дольше оберегать детей от трудностей, повседневных дел, домашних обязанностей. Но если они затягивают этот процесс, не разрешают ребенку участвовать в созидательной деятельности, в том, что приносит пользу членам семьи, окружающим, тем труднее ему будет в жизни.
Превратить в творчество
Так формируется потребительство, умение только «брать», дети из таких семей никогда не научатся самообслуживанию, не смогут получать удовольствие от того, что через свою заботу смогли донести до других внимание и любовь, не смогут стать ответственными и надежными партнерами, не узнают, что мир вокруг можно созидать своими руками.
Психологи советуют создавать правильную мотивацию начиная с самого раннего возраста. Это поможет ребенку самому, без принуждения захотеть навести порядок.
Дети начинают проявлять интерес к домашним делам в очень раннем возрасте, и в этот момент важно поддержать инициативу – показать, как правильно нужно выполнять ту или иную операцию, пользоваться инвентарем, давать посильные задания и при этом не критиковать, а подбадривать.
Родителям нужно поощрять малышей за любую работу, будь то сортировка и группировка белья для стирки или глажки или раскладывание ложек, вилок в ящички из посудомоечной машины.
Хвалить нужно искренне, чтобы ребенок сам захотел еще раз помочь.
Можно подойти к процессу творчески и превратить уборку в интересное занятие. Например, найти необычный хозинвентарь: интересное ведро, детскую швабру, водяной пистолет, наполненный чистящим средством для приведения в порядок стекол и зеркал, или носки, надетые на обе руки и немного смоченные водой, которые превратят традиционное вытирание пыли в настоящее приключение.
Если детей несколько, для них можно устроить соревнование: кто уберет или сложит вещи быстрее? На начальном этапе важно поощрять детей наградами за проделанную работу, но не материальными ценностями, а например, завести красивый сосуд, в который складывать цветные бусины, полученные за ту или иную манипуляцию по дому, или разрешить заказать любимое блюдо на ужин, лечь спать попозже и т. п.
Важно позволить ребенку самому выбирать, с чего начать и чем закончить уборку. Некоторые родители рисуют специальные карточки с заданиями, а сын или дочь выбирают.
В приучении к домашним делам главным моментом является собственный пример – взрослым членам семьи необходимо создавать чистоту и уют в доме с удовольствием, совместными усилиями, не перекладывая эти обязанности на кого-то одного. Можно написать график с домашними обязанностями, а также почаще устраивать коллективные уборки, в которых будут задействованы все домашние. Во время наведения чистоты полезно будет вести разговоры о делах каждого, послушать рассказы ребенка о друзьях, школе и т. д.
Ирина Марченко. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
![]() |
Добавить комментарий |