Волгоградский психолог рассказала о подготовке учеников к экзаменам

22 мая 2022

От настроя напрямую зависит результат. Как говорит Наталия Миронова, психолог, начальник отдела организации телефонов экстренной психологической помощи, волнение и тревога снижают настроение, энергетический потенциал, лишают сна и отдыха. Какие уж тут успехи? Поэтому в период подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ необходимо создать «платформу безопасности». Для этого нужно определить факторы стресса и постараться нивелировать их влияние. Выделяют несколько ключевых факторов.

 

1. Неправильное восприятие экзаменов

 

Как отмечает специалист, самая неэффективная стратегия – катастрофизация события. При таком отношении возникает неуверенность, появляются тревога и страхи.

 

2. Отсутствие мотивации

 

– Многие дети просто не понимают, зачем сдавать экзамены, а для кого‑то из них и желание учиться не опирается на базовые потребности, – отмечает психолог. – В правильной мотивации для сдачи экзаменов лежит завершение обучения в школе (или переход в старшее звено), поступление в учебное заведение (а это уже выбор профессии), накопление опыта прохождения испытаний (этап взросления, преодоления трудностей).

 

Нужно заранее вместе с ребенком определить личную мотивацию через цели, детально прояснить, что хочет школьник, что может посоветовать родитель, какую помощь он может оказать сыну или дочери, какие ресурсы задействовать.

 

Обязательно надо проработать план «Б» на случай, если что‑то пойдет не так. Например, ребенок не наберет нужное количество баллов или окажется, что он выбрал не тот предмет.

 

Обсудить самые разные сценарии следует не с точки зрения эмоциональных переживаний, а конкретных действий: выберем другой вуз, факультет, формат обучения и т. д.

 

– При обсуждении плана «Б» важно не критиковать, не ругать, не винить, а поддержать ребенка словами, вселить в него уверенность, что, несмотря на трудности, мы справимся, потому что мы вместе, – обращает внимание специалист.

 

3. Длительный период ожидания

 

Предэкзаменационный период растянут по времени и может длиться месяцами и даже годами. Все это время стресс накапливается. Чтобы избежать этого, нужно определить четкий режим подготовки, создать условия, в которых есть место не только занятиям, но и паузам для активного и пассивного отдыха.

 

– В периоды отдыха от подготовки к экзаменам хорошо помогают отвлечься несложные домашние обязанности, – советует эксперт. – Предлагайте их детям, просите посильной помощи в хозяйстве. Это поможет решить сразу несколько задач: и их отвлечете, и себе поможете, и самостоятельность разовьете.

 

Дети должны научиться понимать, что чередование труда и отдыха, помощь другим созидают психологическую зрелость, а значит, ответственное поведение и способность управлять своей жизнью. Если вдруг ребенок демонстрирует прокрастинацию, откладывает подготовку на потом, то преодолеть это состояние помогут работа с мотивацией, определение жизненных ориентиров, организация четкого режима дня, поощрение при успешном его соблюдении и санкции в случае нарушения. Бонусы и наказание важно обсуждать вместе с ребенком, находить компромиссы. Это позволит сохранить отношения.

 

4. Неопределенность и неизвестность

 

Уже на этапе подготовки нужно познакомиться с процедурой проведения ЕГЭ и ОГЭ. Школьнику заранее стоит узнать, как заполнять бланки, какова структура экзамена, режим входа и выхода, какие предметы разрешается взять с собой.

 

Важно также выстроить свой собственный алгоритм выполнения заданий, чтобы успеть по времени. Если известно о месте проведения экзамена, то нужно его посетить, это поможет «присвоить» пространство, то есть чужое и неуютное сделать своим.

 

С такими моментами в том числе должны знакомить школьные учителя. Чем больше собрано информации, выполнено тренировочных заданий на время, тем меньше стресс. Следует также объяснить ребенку, что при риске не успеть сделать все необходимо выполнить сначала те задания, которые знаешь наверняка, а потом уже остальные.

 

5. Попытки наверстать упущенное в последний момент

 

– В день перед экзаменом, а также ночью необходимо снять напряжение, дать возможность организму отдохнуть, восстановиться, – говорит Наталия Миронова. – Ресурсом может стать любая форма отдыха, как активная, так и пассивная.

 

Напряжение помогут снять прогулка, просмотр веселого фильма, семейные посиделки, мечты о приятном. Негативные мысли («Я не сдам экзамен», «Я не успею по времени») важно переформулировать в позитивные («Все будет хорошо», «Я справлюсь»).

 

Все рекомендации – универсальные, но если снизить стресс перед экзаменами не удается и требуется индивидуальная проработка проблемы, подростки могут обращаться на детский телефон доверия 8 800 2000122.
Это бесплатно и анонимно! Для взрослых номер телефона доверия (8442) 38 03 03.

НАША СПРАВКА

 

Когда сдавать экзамены?

 

Согласно совместным приказам Минпросвещения РФ и Рособрнадзора проведение ЕГЭ разделено на три периода: досрочный (с 21 марта по 15 апреля), основной (с 26 мая по 2 июля) и дополнительный (5 20 сентября). Основной период начнется 26 мая с экзаменов по географии, литературе и химии. 30 и 31 мая пройдет ЕГЭ по русскому языку, профильная и базовая математика – 2 и 3 июня, 6 июня – история и физика, 9 июня – обществознание, 14 июня – биология и письменная часть по иностранному языку, 20 и 21 июня – по информатике и ИКТ, 16 и 17 июня – устная часть по иностранному языку.

 

Что касается ОГЭ для 9 х классов, то в основной период школьники будут сдавать: 19 и 20 мая – экзамен по иностранным языкам; 23 и 24 мая – по математике; 27 и 28 мая – по обществознанию; 1 июня – по истории, физике, биологии и химии; 7 и 8 июня – по русскому языку; 15 июня – по биологии, информатике и ИКТ, географии и химии; 22 июня – по литературе, физике, информатике и ИКТ, географии. С 4 по 9 июля в расписании предусмотрены резервные дни для сдачи ОГЭ по всем предметам.

 

По всем вопросам государственной итоговой аттестации можно обращаться по телефону региональной горячей линии 8 (8442) 606 607.

 

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

 

Как быстро успокоиться и переключить внимание?

 

Справиться с тревогой позволит упражнение на дыхание: на счет до 5 вдыхаем через нос, затем задержка дыхания насколько возможно и медленный выдох через рот. 3–5 раз по 10 подходов, и беспокойство уйдет. Также нужно уметь переключать внимание. Поможет в этом упражнение «Слушай тишину». Нужно занять удобное положение, расслабить руки, закрыть глаза и начать ассоциировать звуки: где то зазвенел телефон, прошелестели шаги, проехала машина, прозвучал голос, что то упало. Переключение внимания от обуреваемых эмоций на уровень распознавания и оценки поможет справиться с нервным состоянием. Для мышечного расслабления можно подвигать корпусом тела, плечами, шеей, кистями рук, пальцами ног (резко сжать и отпустить).

 

Ирина Марченко. © Фото Сергея Григоренко / Кирилла Браги.

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий