Андрей Макаров: «В СССР двоечников оставляли на второй год»

17 августа 2016

Снизился ли уровень образования в школах, какие знания показывают современные выпускники и как в советское время решали проблемы с отстающими учениками – на эти и другие вопросы «МК в Волгограде» ответил доктор философских наук, профессор кафедры философии ВолГУ Андрей Макаров

– Андрей Иванович, как вы оцениваете уровень знаний первокурсников последних лет? Стал ли он выше?

 

– Уровень знаний первокурсников не снизился как минимум, а по моим впечатлениям даже повысился.

 

– Почти каждый ребенок сегодня занимается с репетитором. Есть мнение, что к этому родителей вынуждают сами педагоги, предлагая таким образом подтянуть чадо.

 

– То, что многие занимаются с репетиторами, – это факт. Но то, что кто-то вынуждает родителей нанимать детям репетиторов, очень похоже на юридическое обвинение. Репетиторство – это дополнительное образование, вполне легальное и нужное, поэтому странным выглядит возмущение. А то, что кто-то кого-то вынуждает, – это фантазии, на мой взгляд. Если плохо преподается предмет в школе, это не значит, что это сговор учителей с репетиторами.

 

– Но ведь такие случаи есть?

 

– Возможно, но их число слишком ничтожно, чтобы говорить о системности. Во-первых, репетиторством занимаются не только учителя из школы, а как раз наоборот. Родители предпочитают нанимать учителей не из своей школы или преподавателей вузов. И это объяснимо. Раз предмет плохо преподается в школе, с какой стати он хорошо будет преподаваться этим же человеком индивидуально? Это просто нелогично.

 

– Репетиторство – признак низкого уровня образовательных программ?

 

– Возможно, уровень образования в школе пока недостаточно высокий, но не потому, что он снизился, просто требования к уровню знаний учеников повысились. И у родителей, и у вузов. А школа, на мой взгляд, за редким исключением, продолжает выдавать знания на том же уровне, что и десять лет назад. Но эти знания уже не удовлетворяют требованиям тех же родителей, поэтому происходит путаница, и они считают, что уровень обучения стал ниже.

 

– Но в советское время репетиторства не существовало…

 

– Потому что это было противозаконным, за это можно было сесть в тюрьму. Педагоги не занимались с отстающими учениками, у них просто не было на это времени. Я сам учился в школе – никто с двоечниками не занимался, это было дело родителей.

 

– То есть двоечников и в советское время не подтягивали?

 

– Двоечникам, конечно, сначала давали возможность подтянуться в учебе, но если этого не происходило, то неуспевающего просто оставляли на второй год. Это было величайшим позором и клеймом на всю жизнь. Сейчас в школах практически нет второгодников.

 

– На ваш взгляд, какую роль репетиторство играет в образовании?

 

– Это дополнительное образование, которое приносит свою пользу. А то, что оно стоит денег, это нормально. Пора уже попрощаться с идеями о том, что мы платим налоги, и за них нам предоставят качественные услуги. Так как мы переживаем этап бюрократизации, то есть между налогами и конкретной деятельностью стоит огромное звено, нужно понять главное: это будут, как правило, некачественные действия, учителей или кого-то еще. Гораздо продуктивнее будет результат, когда есть непосредственный заказчик и исполнитель, тогда это легче проконтролировать. И это не проблема учителей, а проблема их загрузки лишней бюрократической работой и отсутствия внятного механизма для повышения квалификации.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий