Алексей Тремасов 13 лет ищет забытых киноактеров

9 ноября 2017

Фото предоставлено героем публикации

Далеко не всем актерам достаются главные роли. Но даже эпизодическое появление на экране может оказаться фееричным. Судьбой артистов, запомнившихся зрителю по одной-двум сценам, заинтересовался киновед Алексей Тремасов. Результатом титанической работы по сбору биографического материала стали уже три тома энциклопедии «Актеры отечественного кино». Подробности в интервью столичного эксперта «Вечернему Волгограду».

 

Сначала определился с терминами

 

? Алексей Николаевич, как вы стали историком кино?

 

– В четырнадцатилетнем возрасте я стал обладателем кинословаря, который послужил основой моих первых кинопознаний. Я зачитал его до ветхого состояния, он и сейчас хранится в моей домашней библиотеке. Именно благодаря этой книге я узнал имена классиков мирового кино: актеров, режиссеров, сценаристов, операторов. Затем я перечитал множество книг, посвященных истории отечественного кино, и к моменту поступления во ВГИК хорошо ориентировался в этом направлении.

 

? У вас есть любимый фильм и любимые актеры?

 

– Первым моим кумиром стала Любовь Орлова. Я старался посмотреть все фильмы с ее участием, благо в советское время большинство из них часто показывали по телевидению. А вообще любимых актеров у меня много, сложно назвать лишь несколько имен. Но в этом списке обязательно будут Фаина Раневская, Николай Черкасов, Василий Меркурьев, Татьяна Самойлова, Инна Чурикова, Валентина Телегина, Николай Гриценко. Что касается моих любимых фильмов, то это «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Комиссар» Александра Аскольдова, «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, «В огне брода нет» Глеба Панфилова, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Восхождение» Ларисы Шепитько и многие другие картины.

 

? Что лично для вас значит киностудия имени Максима Горького?

 

– Киностудия Горького занимает в моей жизни особенную роль. Придя на работу в Государственный центральный музей кино в 2009 году, я сразу же начал разбирать и описывать хранившийся там архив. Это длилось несколько лет, было очень интересно.

 

Спасти от забвения

 

? Как появилась мысль собирать факты из жизни актеров второго плана? Почему именно о них, а не о не звездах?

 

– Уже всерьез начав заниматься собиранием информации об актерах, я столкнулся с тем, что о ком-то есть достаточно полные данные, а о ком-то – только лишь список фильмов, в которых этот артист снимался. Меня это всегда возмущало, поэтому я задался целью собрать максимально полные биографии всех актеров – от самых известных до мастеров эпизода. В то время еще не было Интернета, поэтому свои поиски я начинал с посвященных кино периодических изданий и книг. В Театральной библиотеке (ныне – Библиотека искусств) была хорошая именная картотека, очень многое я почерпнул оттуда. Позднее, в период начала создания энциклопедии, благодаря Гильдии актеров кино России, с 2004 года появилась возможность работать в различных архивах, и постепенно стали заполняться многие информационные «белые пятна».

 

? О ком или о чем была ваша первая статья?

 

– Моя самая первая статья была посвящена актрисе Елене Скороходовой. Я побывал у нее дома, взял большое интервью, на основе которого и написал свое первое творение. Актрисе оно не понравилось, вследствие чего статья так и не дошла читателя. После этого я зарекся, что никогда больше ничем подобным не буду заниматься, но прошло время, я создал свой авторский сайт, на котором стал размещать посвященные актерам биографические очерки.

 

? Расскажите, пожалуйста, как сложилась судьба хотя бы двух малоизвестных советских актеров.

 

– За прошедшие годы мне удалось пообщаться с множеством артистов, многие из которых на момент, когда я их заставал, были совершенно забыты. Вспоминается одна из первых моих встреч – с актрисой Натальей Рычаговой, известной по фильмам «Про Клаву Иванову», «Офицеры», «Это мы не проходили» и другим. Я был у нее дома, видел, как она скромно жила. Она ничем не показывала свою нужду, не жаловалась, но было заметно, что живется ей очень непросто. Или пример с другой некогда популярной актрисой – Натальей Павловной Медведевой, главной героиней фильмов «Возвращение Василия Бортникова» и «За витриной универмага». Я встречался с ней в 2004 году, она была уже в очень преклонном возрасте. О ней многие годы не вспоминали, поэтому она была очень рада вниманию к себе, находилась в хорошем, приподнятом настроении, глаза буквально светились. От этой встречи у меня остались очень теплые воспоминания и подаренная Натальей Павловной фотография с ее дарственной надписью.

 

На четвертый том деньги дал президент

 

? Вы стали издавать энциклопедию «Актеры отечественного кино». Сколько томов на сегодня вышло в свет? Сколько времени занимает подготовка материалов к одному тому? Насколько востребована ваша работа?

 

– Работа над энциклопедией началась осенью 2004 года и продолжается по сей день. На данный момент вышли первые два тома, включающие в себя имена от А до Л. В декабре выходит четвертый том энциклопедии (С-Я). Появится он раньше третьего, поскольку я получил грант Президента России на его издание. Но и третий том уже готов, останется только внести в него появившиеся за последний год поправки и дополнения.

 

Создание такого глобального справочного издания сопряжено конечно же со множеством трудностей, поскольку в него включены данные об актерах, снимавшихся в отечественном кинематографе от немого периода по настоящее время. Требуется изрядное количество времени на сбор и уточнение информации. Через мои руки прошли тысячи архивных документов, благодаря которым удалось восстановить биографии тех, кто никогда не упоминался в справочной литературе. Я и мой соавтор Марина Кравченко не руководствовались принципами известности, медийности актеров, мы старались вспомнить всех, независимо от регалий, количества фильмов и размера сыгранных ролей. К сожалению, не всегда мы находили понимание даже среди самих актеров.

 

Многие молодые «звезды» считают, что они и так известны, о них все можно найти в Интернете, и подобное издание им не интересно. Были моменты, когда у нас просто опускались руки, мы сами себе задавали вопрос: «А кому это нужно?»

 

Однако проходило время, мы вновь собирались с силами и работали дальше. Что в итоге получилось, судить читателям.

 

Типичная судьба нетипичного музея

 

? Алексей, вы сейчас работаете научным сотрудником Государственного центрального музея кино. В чем заключается ваша работа? Много ли в мире музеев кино?

 

– Как я уже сказал, довольно длительное время я занимался исключительно разбором архива киностудии имени М. Горького. Предполагалось, что он составит отдельный фонд Музея кино, но этого из-за трудностей с правами не произошло. Последние несколько лет я работаю в фототеке музея, занимаюсь атрибуцией и введением в научный оборот фотографий из личных архивов кинематографистов и существовавших некогда киноорганизаций. Среди них архивы Лидии Смирновой, Юрия Белова, Григория Рошаля, Александра Медведкина, Нины Алисовой, Георгия Милляра, Андрея Тарковского, фронтовых кинооператоров и многих других. Наш музей кино имеет долгую многострадальную историю. В 2005 году он был лишен собственного помещения в киноцентре на Красной Пресне, после этого его фонды располагались в одном из корпусов «Мосфильма». И только лишь в 2015 году Министерство культуры России выделило наконец музею собственное здание – павильон № 36 на территории ВДНХ. После его реконструкции Музей кино вновь открылся для посетителей 19 октября этого года.

 

Наша справка

Алексей Тремасов со Светланой Харитоновой. Острохарактерная актриса была очень популярна в 50-80-е годы. В ее фильмографии такие картины, как «Летят журавли», «Девушка без адреса», «Двенадцать стульев», «Белый Бим Черное ухо» и др. При этом в последние годы жизни она вынуждена была продавать газеты в киоске. Карьеру Харитоновой прервал трагический случай. Она оказалась виновницей страшной автомобильной аварии, в результате которой погиб человек. Суд приговорил ее к трем годам исправительных работ, ее автоматически исключили из рядов Союза кинематографистов. Однако режиссеры протянули Светлане Николаевне руку помощи. Владимир Басов, Леонид Гайдай, Инна Туманян, Никита Михалков и другие мастера не побоялись приглашать актрису в Москву на небольшие роли в свои новые фильмы.

 

Наталья Хайрулина

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий