Зимой волгоградцы не могут без соли

2 декабря 2014

Мэрия отчиталась о готовности к зиме: для борьбы со снегом закуплено более 30 единиц новой спецтехники, а также припасено более 51 тысячи тонн смеси песка и соли.

 

 

Между тем ученые люди, автомобилисты и обладатели дорогих сапожек в унисон возмущаются: доколе?! Неужели нет чего-то посовременней? Давайте разбираться!

– Пескосоляная смесь – химически агрессивное вещество по отношению к асфальту, автопокрышкам и кузовам автомобилей, – говорит Елена Иванцова, доктор сельскохозяйственных наук, завкафедрой экологии и природопользования ВолГУ. – Она ускоряет коррозию грунтов, способствуя разрушению подземной инфраструктуры города – трубопроводов, канализационных систем. Ускоряет износ асфальта и автопокрышек. Ни для кого не секрет, что пескосоляная смесь также отрицательно влияет на обувь и верхнюю одежду, может вызывать дерматиты и аллергии у человека, а также химические ожоги и трудно заживающие язвы на лапах у животных. Но, несмотря на серьезные минусы антигололедных реагентов, альтернативные методы борьбы с гололедицей в Волгограде пока не применяются.

 

Меж тем во многих других городах апробируют ноу-хау в области ликвидации гололедицы. В Москве, например, заготовили в числе прочего комбинированную смесь, в которую, помимо солей, добавляют мраморную крошку. Она обеспечивает хорошее сцепление с дорогой и может применяться многократно, но опять же портит обувь. Для решения этой проблемы столица прибегла к гранитному щебню – пусть дорогостоящему, однако безопасному для окружающей среды и людей.

 

Но в Волгограде современные методы не применяют, и финансовые траты здесь вовсе не при чем.

– Проблема в инерционности мышления руководителей дорожного хозяйства, – уверен Сергей Алексиков , доктор технических наук, профессор, почётный дорожник РФ . – Все предпочитают работать проверенными дедовскими методами, которые существуют у нас уже десятилетиями, чем внедрять какие-то новые технологии. Ведь можно в порядке эксперимента опробовать тот же самый бишофит или иные реагенты и на волгоградских дорогах.

 

Кстати, бишофит оценили во многих российских городах, а Волгоградская область, из недр которой его и добывают, предпочитает игнорировать этот природный минерал.

 

– Под Волгоградом и до северной границы Саратовской губернии залегает примерно 540 миллиардов тонн бишофита на глубине 800-1000 метров, – говорит Валерий Фомичев, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы РФ. – Почему эти богатства не используются – мне не понятно. Песок и соль – это вчерашний день. Хлористый магний, из которого состоит бишофит, менее токсичен для растений – вместо того, чтобы губить, бишофит удобряет растительность. Он однозначно менее вреден для окружающей среды, чем хлористый натрий. В меньшей степени, чем пескосоляная смесь, бишофит наносит вред обуви и лапам животных, он химически менее активен, чем натрий. При этом справляется с гололедицей, размораживает лед значительно быстрее. Да и убирать улицы после него потом тоже не нужно.

 

Конечно,бишофит тоже не идеален. В частности, образует маслянистую прослойку, из-за чего несколько снижается сцепление с дорогой. Но, по мнению ученых, практические испытания позволили бы преодолеть этот негативный момент.

 

Есть и другое решение – закатывать специальный наполнитель в асфальт при укладке.

 

– Когда покрытие изнашивается, автоматически раскрываются все новые и новые капсулы с веществом, – говорит Алексиков. – Это актуально для Волгоградского региона, где как раз проходят долгожданные ремонтные работы дорожного покрытия. В отличие от пескосоляной смеси, эффекта от которой хватает от силы на трое суток, грикол значительно действеннее. Он уже положительно зарекомендовал себя на дорогах Саратовской области. Конечно, закупка грикола обойдется для городской казны на 15-20% дороже пескосоляной смеси, но цена этого вещества полностью оправдывает качество. После его использования на протяжении ближайших 3-4 лет потребность в покрытии таких дорог пескосоляной смесью автоматически отпадет.

 

Впрочем, готовность Волгограда к внедрению инноваций кажется очень сомнительной на фоне недавнего заявления главы УГИБДД по региону. Виктор Григоров открыл страшную тайну: анализ проб, взятых сотрудниками управления, показал, что в пескосоляной смеси далеко не всегда присутствует соль! Поэтому в Волгограде следует открыть спецлабораторию, которая будет следить за качеством посыпушки.

 

 

DNG