Зачем «Родину-мать» сделали в полтора раза выше?
Сегодня Россия и весь мир празднуют 50 лет со дня открытия мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. Издательский дом «Волгоградская правда» собрал малоизвестные факты о главной достопримечательности нашего города.
Увековечили в железобетоне
Мамаев курган – единственный крупный мемориал в мире, скульптуры которого сделаны из дешевого железобетона. В 60-е годы, когда строили комплекс, денег в стране катастрофически не хватало. Гранит и бронза были не по карману. Считается, что скульптор Вучетич в сердцах сказал, узнав о решении отливать памятники из бетона: «Ну что ж, будем делать пока так. А потомки потом, если захотят, пусть хоть золотом облицуют».
«На братских могилах не ставят крестов…»
На Доме Павлова в центре нынешнего Волгограда есть надпись «Отстоим тебя, родной Сталинград!». В первое слово кто-то добавил букву «р» – и получилось «отстроим». Сразу после окончания великой битвы на Волге перед жителями встала проблема восстановления целого города. При рытье котлованов для новых зданий строители постоянно натыкались на братские могилы. Сталинградцы вспоминали, что после санации улиц в городе еще долго пахло хлоркой. В итоге было решено захоронить всех солдат в одном месте, и выбор пал на высоту 102. Опознать всех погибших было невозможно, поэтому за единицу измерения приняли ведро. Одно ведро равнялось одному солдату. При захоронении таких ведер насчитали около 34 500. Братскую могилу сделали на самой вершине холма, на ней стоит «Родина-мать». Чтобы огромная скульптура не сползала, пришлось насыпать над захоронением восемь слоев земли. С тех пор на газоне стоят таблички «По братским могилам не ходить!».
Непокорный меч
Все знают, что скульптура «Родина-мать зовет!» не закреплена на постаменте. Ее устойчивость рассчитывал доктор технических наук Николай Никитин, создатель Останкинской телебашни. Но в чертежи вкралась ошибка, и первый вариант скульптуры пришлось переделывать: в руках бетонной женщины колебался меч. Рука памятника из-за этого потрескалась. Огрех исправили, но инженеров на торжественное открытие с участием генсека Брежнева не пригласили.
Солдат и мать
Первым вариантом скульптуры, венчающей холм, была композиция из двух составляющих. Родину должна была олицетворять женщина со знаменем и снопом, к ногам которой солдат кладет меч. Евгений Вучетич в последний момент изменил решение, назвав этот вариант «слишком литературным и многословным». Главный скульптор убедил высшее руководство СССР утвердить другой проект. Так и появился знакомый всему миру символ победы в Сталинградской битве – скульптура «Родина-мать зовет!».
Перегнали Штаты
Изначально высота «Родины-матери» должна была составлять 36 метров, но Никита Хрущев, при котором проектировали мемориал, категорично заявил, что наша скульптура должна быть выше американской статуи Свободы. Высота памятника в нью-йоркской гавани 42 метра. «Родину-мать» сделали выше на 10 метров.
Второй создатель
Наравне с Евгением Вучетичем над мемориалом трудился Яков Белопольский, имя которого незаслуженно забыто в наши дни. Архитекторы вместе разрабатывали концепцию Мамаева кургана, вместе и получали Ленинскую премию.
Марина Толкаченко, Виктор Плешаков
Фото из архива ИД «Волгоградская правда».