За «коммунальных» должников в Волгограде теперь возьмутся коллекторы?

? Краем уха слышала, что теперь долги за коммуналку будут выбивать коллекторы. Это правда?
Надежда Васильевна.
Уголовники или специалисты?
Надежда Васильевна, это правда. Но есть несколько существенных оговорок.
Прежде всего, коллекторские фирмы на сегодня – это не банда уголовников, хотя у многих сложилось именно такое мнение. Время «дикого», не «обузданного» законом «предпринимательства» сменилось новой эрой:
– С этого года вступил в силу Федеральный закон № 230, который регулирует деятельность коллекторских агентств. Ранее же действия коллекторов не были подкреплены никакими законодательными актами, – говорит Юлия Урядова, ведущий юрисконсульт Госюрбюро Волгоградской области.
То есть теперь коллекторские агентства – это официально зарегистрированные организации, которые работают в рамках определенных законодательных и профессиональных норм и выполняют конкретные задачи, оговоренные компанией-заказчиком, заключившей с ними договор. К слову, людей с тюремным прошлым среди них быть не должно.
– Работа коллекторов оправдана, если они действуют в рамках правового поля: если их деятельность не превращается в бандитизм и отнятие денег и если за ними присматривают надзорные органы, – считает эксперт в сфере ЖКХ Олег Капустин. – В конце концов, нужно же что‑то делать, чтобы наладить платежную дисциплину в России! Люди должны понимать, что закон есть закон, все обязаны платить за коммунальные ресурсы. Привлечение коллекторов для работы с должниками практикуется во всем мире.
Почему именно коллекторы?
Привлечение коллекторских агентств вызвано еще и тем, что другие методы воздействия на должников либо недоступны, либо малоэффективны.
– Отключить, например, конкретному потребителю коммунальные блага невозможно, – объясняет Олег Семенович. – Системы устроены так, что перекрыть можно лишь целый стояк, наказывая тем самым невиновных граждан.
Что касается досудебной или даже судебной стадии взыскания долгов с неплательщиков, тут показатели невысоки – от 5 до 20 %. То есть львиная доля долгов все же остается неуплаченной.
По данным Минстроя, в целом долги населения за услуги ЖКХ на сентябрь 2018 года составили более 500 млрд рублей.
Когда с должниками заговорят по‑новому?
По информации «Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств», сегодня в руки коллекторов попадает примерно 5% наших долгов по коммунальным услугам. То есть по каждой новой задолженности еще не последует телефонный звонок специалиста. Однако в ближайшие годы такая перспектива вполне реальна.
Конкретно в Волгограде договор с коллекторами заключил пока только Фонд капремонта. Хотя и ресурсные компании уже подумывают о таком сотрудничестве.
– В рамках агентского договора коллекторская компания наделяется правом взыскивать задолженность по взносам на капремонт с собственников. При этом затраты и убытки, понесенные компанией, возмещаются за счет должников, – прокомментировали в фонде. – Обращаем ваше внимание, что задолженность формируется за два и более месяца. Платежи необходимо вносить до 10‑го числа месяца, следующего за расчетным.
Между тем, специалисты Фонда капремонта не отказываются и от прошлых «мягких» мер для облегчения финансового бремени по погашению задолженности – по‑прежнему здесь оформляют рассрочку по выплате долгов. Причем график платежей рассчитывается в индивидуальном порядке.
Как будут вести себя коллекторы с «клиентами»?
– По новому закону при общении с должником коллектор обязан представиться и назвать организацию, от имени которой он действует. Обращаясь к должнику по телефону (Интернету), коллектор не имеет права звонить или писать сообщения со скрытых номеров и аккаунтов, – раскрывает детали законодательного нововведения Юлия Урядова. – Сами звонки, личные встречи, письменные обращения теперь строго регламентированы по количеству и времени суток.
Итак, взаимодействие с должником возможно с 8.00 до 22.00 в будни и с 9.00 до 20.00 в выходные и праздничные дни.
Личные встречи – не более 1 раза в неделю.
Телефонные переговоры – не чаще 1 раза в сутки, 2 раз в неделю, 8 раз в месяц.
Текстовые или голосовые сообщения – не чаще 2 раз в сутки, 4 раз в неделю, 16 раз в месяц.
При любом виде контактирования коллектору категорически запрещается:
– психологически воздействовать на должника, унижать его;
– уничтожать или вредить имущество или запугивать этим;
– угрожать физической расправой, шантажировать;
– запугивать должника передачей дела в суд и возможными последствиями этого;
– вводить в заблуждение по поводу размера долга или его формирования, а также по поводу принадлежности кредитора или коллектора к органам власти и возможных последствиях в связи с этим.
И коллектор вообще не имеет права общаться с должником, если тот:
– лишен или ограничен в дееспособности;
– лечится в стационаре;
– является инвалидом I группы.
Юлия Казанджан. Фото ИД "Волгоградская правда"