Юрий Лепехин: "Плохие школы нужны для второсортных детей. А таких не бывает!"

6 октября 2016

Юрий Лепехин – единственный педагог в России, награжденный знаком "Герой Труда". Всю жизнь проработал в школе № 78 Краснооктябрьского района и планирует выпустить еще как минимум пару классов, несмотря на свои 74 года. Накануне Дня учителя мы поговорили о престиже профессии, дефиците кадров и причинах неравенства образовательных учреждений.

 

Учитель – не клоун

 

? На недавней встрече губернатора Андрея Бочарова с активом студмолодежи студенты педуниверситета жаловались, что быть педагогом непрестижно. Напомнили расхожую фразу "никуда не поступил – пошел в пед". Понятно, что менять отношению к учительству необходимо. Но как это сделать?

 

– Вы знаете, сейчас в обществе все больше и больше зреет убеждение, что самому обществу нужно коренным образом менять отношение к учительству. Нельзя унижать учителя и при этом требовать, чтобы он давал высочайшие знания и хорошо воспитывал. Буквально недавно наблюдал картину: в передачу пригласили учителя года, во время дискуссии некоторые товарищи постоянно перебивали его, не давали и слова сказать. Это полнейшее неуважение к профессии. Поэтому идея возвышать учителя злободневна.

 

? Сейчас планируют снимать про учителей фильмы, говорят о рекламе профессии на телеканалах. Это поможет?

 

– Действительно, недавно нам показывали несколько роликов, посвященных пропаганде профессии учителя и формированию уважения к педагогам. Когда смотришь их, слезы на глаза наворачиваются. Работы искренние и светлые. Например, мальчик стоит читает стихотворение, а за кулисами его поддерживает учительница. Ребенок сбивается, она ему тихонько подсказывает. Зал срывается на овации. Мальчик сияет от счастья. На экране появляются титры: "Учитель всегда рядом с тобой". Необходимо возвращать это понимание, что педагоги всегда поддержат и, пока рядом нет родителей, заменят их. Я работаю в школе более 40 лет и знаю, сколько замечательных, изумительных учителей трудятся в нашей профессии. И как им бывает сложно.

Нам необходима поддержка, и мы всячески ратуем за идею популяризировать профессию через социальную рекламу. Мы устали, что нас показывают в карикатурном свете. Не нужно приукрашивать или ущемлять образ наставника, достаточно просто показывать реальную жизнь и настоящие сложности. Только автор должен быть на стороне учителя и ребенка.

 

 

Время воспитывать патриотов

 

? Недавно Волгоград посетила министр образования РФ Ольга Васильева, вы сопровождали ее. Она высказалась по поводу необходимости вернуть учителю функцию воспитателя. А в чем, собственно, заключается воспитательная роль педагога?

 

– Некоторые ошибочно считают, что обучение и воспитание – разные вещи. Это неправильно. Нельзя говорить, что вот, ребятки, я вас сейчас научу парочке теорем, а потом начнем говорить о воспитании – нет, каждое наше слово оставляет след. Воспитывает буквально все: любая реплика учителя, его отношение, случайное замечание. Другое дело, что этот процесс должен идти целенаправленно. Наша обязанность сейчас – растить нравственно и духовно богатых детей. Воспитывать в столь нестабильное время истинных патриотов нашей Родины. Для этого мы проводим классные часы, говорим об истории, нравственном долге и поведении в обществе.

Я согласен с министром, что воспитательные функции школы сейчас необходимо усиливать, растить настоящих патриотов. И наше волгоградское сообщество преподавателей уже давно зарекомендовало себя как лучших представителей профессии.

Наша марка качества "Уроки Победы" уже давно не ограничивается Волгоградом. Ольга Юрьевна тоже оценила эту программу и выразила желание как можно больше школьников привозить в Волгоград на Мамаев курган. И это тоже совмещение образовательной и воспитательной программы.

 

? Роль воспитателя очень ответственная. Должна ли быть повышена планка для тех, кто решит сеять разумное, доброе, вечное? Какие требования вы бы ввели для тех, кто решил устроиться на работу в школу?

 

– У нас в этом году ушла на пенсию учительница физики, мы обыскали весь город и еле-еле нашли замену. А по области порядка 60 вакансий учителей физики. Их просто нет. Очень сложно найти и учителей английского языка, многие грамотные специалисты идут работать переводчиками, где выше зарплата и нет бумажной волокиты. Поэтому выбирать не из чего. Даже приходя в школу, многие уходят из нее. Отток идет не за счет тех, кто проработал 8–10 лет, они уже смирились и остаются. Уходит из профессии молодежь. В августе мы часто радуемся, когда в соседних школах регистрируется 12 новых учителей. В октябре из них остается один специалист. Почему? Потому что они столкнулись с бюрократическим гнетом, нескончаемыми бумагами, и отсутствием разумных требований. Люди, воодушевленные добрыми идеями, не справляются с такими тяготами и просто уходят. А в сельской школе положение еще хуже. Там уж если приехала учительница математики, ее и математикой нагрузят, и физику с информатикой добавят. Проблема очень сложная, и все чаще поговаривают о том, чтобы вернуться к целевому набору.

 

 

Школ второго сорта быть не должно

 

? В Волгограде существует некая иерархия школ. Есть элитные, куда отдают своих отпрысков те, кто побогаче, есть средние школы, есть явно неказистые. Должно ли быть подобное разделение?

 

– Элитными и неказистыми школы изначально никто не делает. В городе, например, 15 лицеев. Они имеют одинаковую программу, систему оплаты. Но в одном лицее дело поставлено так, что каждый год повышается качество знаний, ребята все лучше поступают в институт, а в другом совсем иначе. Много зависит от директора и завуча, как они сумели организовать учебный процесс. Когда административная часть поставлена хорошо, школа никогда не попадет в число аутсайдеров. Конечно, не последняя роль отводится и учителю. При всей сложности работы учитель сам должен учиться, пополнять научный и методический багаж. Если учителя растут, то сообщество таких преподавателей и выводит школу в ранг элитной. У нас есть ряд отстающих школ, где годами ничего не меняется. Такого быть не должно, нужно с них спрашивать, необходима взыскательная требовательность.

Школ второго сорта быть просто не должно. Потому что у нас нет детей второго сорта, каждый ребенок дорог, уникален и замечателен. Поэтому надо все школы выводить на хороший уровень.

 

 

Постоянный рост

 

? Вы говорите, что много молодых людей уходит из профессии. А сами вы никогда не сталкивались с соблазном сменить работу?

 

– Нет, такого соблазна у меня никогда не возникало. Знаете, есть горизонтальный рост в профессии, например, сегодня я учитель, завтра завуч, послезавтра директор, а потом заврайно и так далее. А есть вертикальный: я расту, совершенствуя сам себя, и общество это видит. Сначала мне присвоили знание "Заслуженный учитель", потом – "Народный учитель", затем – ордена Трудового Красного Знамени, орден Ленина, орден Почета, а потом – "Герой Труда России". Это внутренний рост, хотя по должности я до сих пор учитель. Мне было очень приятно, когда министр образования сидела на встрече, а слева и справа от нее оказались два героя: Герой России – губернатор Андрей Бочаров и Герой Труда, народный учитель Юрий Лепехин. А учителей, которые только приходят после вуза, нужно поддерживать и морально, и материально. Только общая поддержка сможет сохранить нашу профессию.

 

? Мы рассуждаем о школе, которую имеем сейчас. А какой должна быть идеальная школа?

 

– Тут можно очень долго фантазировать, но нужно понимать одну важную вещь, которую часто упускают: школа – это отражение нашего общества. Так было везде и во все времена. Поэтому если мы говорим о школе, которая наиболее функциональна, – это учреждение, созданное под современное общество. Наши муки со школой последнего десятилетия – отражение мук нашего общества. Общество имеет сложную структуру со взаимно исключающими интересами. В условиях метаний общества детям все сложнее находить нравственные ориентиры, мы их все время уточняем. Хотя далеко ходить для этого не нужно, откройте 10 заповедей, Нагорную проповедь – все в них.

 

? Этот постоянный поиск сказывается и на образовательной программе. Какие инновации кажутся вам неудачными?

 

– Совершено неудачный, на мой взгляд, новый образовательный стандарт. Стандарт должен определять, когда, что и как преподавать. А они дали общую установку, не конкретизируя, как этого достичь и на каком материале работать. В результате все оказалось непонятным и трудноосуществимым. Страдают и школьники: согласно стандарту, выпускник должен быть, как "шестикрыл" – всем владеть, все уметь и знать. По литературе перед школьником ставят такие требования, что многие великие писатели вряд ли им соответствовали. И Ольга Васильева тоже отметила, что стандарты нужно переделывать. Не стоило министерству образования ориентироваться на западные школы. Я считаю, что необходим переход к русской, национальной школе. Вспомнить педагогику Ушинского, Макаренко, Сухомлинского – в этом направлении у нас кладезь мудрости, которую нужно использовать.

 

Маргарита Бабанова