Врач из Волгограда рассказала, как не допустить у ребенка развития «цифрового слабоумия»

? Моему сыну 15 лет, первый смартфон у него появился лет в 10 – подарили на день рождения. Ребенок у меня умный, но вот парадокс – совершенно не запоминает информацию, по истории и географии скатился на тройки. Когда спросила, в чем причина, ответил: а зачем мне запоминать цифры, даты, названия столиц, если я всегда могу получить нужные сведения в Интернете? Неужели все поколение такое, и не сказывается ли такая зависимость на здоровье подростков? Как с точки зрения психологии меняется ребенок, замкнутый на виртуальном мире?
Елена.
Елена, вы абсолютно правы, этот, прямо скажем, пугающий термин в последнее время психологи используют все чаще. Прошло 12‑13 лет с того момента, когда Интернет и гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. Детям больше не требуется держать в голове большое количество цифр и фактов – зачем, когда Гугл всегда под рукой? Подростки больше не утруждают себя поиском информации в книгах, да и чтением самих книг – тоже. В итоге печальный диагноз – «цифровое слабоумие». Симптомы, как у старческой деменции, только пациенты значительно моложе. Как помочь ребенку не впасть в зависимость от смартфона и избежать деградации, советует психолог Ирина Голицына.
Поколение медийщиков
– Действительно, чтобы научиться анализировать, принимать решения, отстаивать свое мнение, ребенку необходимо как можно больше внешних стимулов, раздражителей, – говорит эксперт. – Один из основных таких импульсов для развития мозга – запоминание чего‑то нового, в моменты, когда мозг активен, человек обучается, развивается.
Современные дети, не все, но значительная часть, пассивны к восприятию информации. Они не видят смысла запоминать и хранить в голове что‑то новое, следствие этому – отмирание участков мозга, отвечающих за память и концентрацию внимания. Часть ребят, которые выросли с гаджетами в руках, гиперактивны, они пытаются ухватить все и сразу в виртуальном мире, поэтому не умеют концентрироваться на важных вещах. А то, что удается урвать в этом потоке информации, сразу же улетучивается, так как невозможно хранить эти мимолетные знания без тренировок. Сейчас растет поколение так называемых медийщиков – они могут быстро работать с информацией, структурировать ее, передавать дальше, но ничего не запоминать. Из-за отсутствия концентрации под большим вопросом развитие точных наук, где нужен анализ.
Иллюзия реальной жизни
Туманно и будущее русской классической литературы. Быстрый обмен информацией, короткие тексты, наполненные фактами, воспитывают в детях отвращение к длинным произведениям.
– Моя знакомая, учительница литературы, рассказывала, что в Интернете появилось целое движение, которое адаптирует русскую классику под современный формат, – говорит психолог. – Убирают различные философские рассуждения, описания быта и переживания героев. Оставляют только сюжетную линию. Так они надеются, что книги хоть кто‑нибудь прочтет. Зачастую дети, выросшие со смартфонами в руках, стараются найти занятость там, где они чувствуют себя увереннее всего.
Интернет сейчас предлагает огромный выбор бессмысленных вакансий, платят за распространение спама, создание десятков «фейковых» страниц в различных соцсетях, грубо говоря, люди получают деньги за то, что плодят фейковый мусор. Не исключение и многочисленные блогеры – желание не работать у них так высоко, что они готовы днями и ночами не выходить из дома и просто разговаривать с камерой. Все это иллюзия реальной жизни. Ты чувствуешь себя в обществе, но на деле всегда один.
В таком состоянии из‑за постоянного эмоционального возбуждения нарушается сон, огромное количество информации не позволяет спокойно высыпаться. На этом этапе могут начаться депрессия, нервный срыв. Опыты показывают, что уже после двух часов в Сети психика начинает меняться, а статистика сообщает, что в среднем мы проводим в Интернете от 9 до 15 часов в день!
Маша с автоматом
– Конечно, Интернет – не абсолютное зло, если научиться им пользоваться и дозировать информацию. Однако родители не всегда находят время на образовательный аспект в знакомстве с гаджетами. Сами посудите: как только ребенок начинает понимать окружающий мир, тянуться к матери, он не дает ей и минуты побыть одной. Но только лишь она дает ему в руки смартфон, он погружается в мир иллюзий и готов часами находиться в нем. Если раньше малыш растрачивал энергию, носясь по дому, то сегодня все его возбуждение контролируют игры и мультики.
Родителям бывает настолько все равно, чем занят малыш, что порой ему приходится смотреть абсолютную ахинею, к тому же опасную. Была история у знакомых, когда они думали, что ребенок смотрит мультфильм «Маша и Медведь», но на самом деле это была пародия с зомби и вампирами, а Маша с автоматом их расстреливала. Представляете, два часа смотреть, как твоя любимая героиня убивает всех вокруг!
Страшно подумать, к чему это может привести! Но развитие технологий невозможно остановить. Как же быть родителям? Все очень просто. Родителям нужно с первых дней жизни ребенка научиться его занимать.
Именно реальной, а не виртуальной жизнью. Водить на экскурсии, читать, устраивать походы в театр, кино или на природу. Гаджеты не исчезнут из нашей жизни, но они должны быть только полезным дополнением к реальности, а не заменять ее.
Маргарита Бабанова. @ ИД «Волгоградская правда»/ Фото Сергея Каширского.