Волны в четыре метра срывали мосты над Царицей

Можно ли представить себе в современном Волгограде шторм – водяную стену в четыре метра высотой, катящуюся через центр города? Можно ли, стоя где-нибудь у «Пионерской» или на площади Чекистов, увидеть, как огромный корабль проходит от Волги в сторону Второй продольной? Нет, конечно! Но были времена, когда все это запросто можно было наблюдать – на исчезнувшей реке, давшей нашему городу первое имя.
Глядя на заросший деревьями овраг, отделяющий сегодня Центральный район Волгограда от Ворошиловского, трудно представить, что когда-то здесь текла река. Наблюдая за машинами, стоящими далеко внизу, за вагонами детской железной дороги, лениво ползущими по узкоколейным рельсам, за пыльными грунтовками, тянущимися вдоль склонов – едва ли кто подумает, что в общем-то не так и давно – менее сотни лет назад – здесь проплывали корабли, огромные беляны с верховьев Камы, привозившие сюда миллионы пудов леса; что склоны были плотно застроены домами и мельницами, а сама река Царица имела буйный, крутой нрав и в отличие от спокойной Волги устраивала целые штормы, в щепки разбивая баржи, мосты и здания, стоящие слишком близко к воде…
Стоишь на нынешнем мосту, слышишь, как шумят за твоей спиной машины, маршрутки и троллейбусы, вглядываешься в сосны, покрывшие местами склоны, и думаешь: этого не могло быть! Но ведь было…
Зацарицынская часть появилась позднее
Если крепость на левом берегу Царицы появилась в конце XVI века, то правый берег еще долгое время оставался необитаемым. Здесь по-прежнему гуляли степные ветры, да еще калмыки каждый год пригоняли лошадей на огромные ежегодные ярмарки.
В начале XIX века здесь стояло лишь несколько домов, маленьких деревянных строений, жители которых плавали в Царицын на лодках. В 1868 году саратовский краевед Александр Минх, проплывая из Саратова в Астрахань, записал в своем дневнике, что «в настоящее время строится деревянный мост с дамбами». Этот мост назовут Астраханским. Только после его появления правый берег Царицы, нынешний Ворошиловский район Волгограда, начнет стремительно развиваться, за тридцать лет почти догнав по численности населения основную, историческую часть города. Но мост простоит совсем недолго: Царица не сдастся так просто!
«Царица играет»
Весной 1889 года прошедший в верховьях Царицы сильный ливень, при одновременном небольшом дожде в городе, неожиданно удивил царицан своими чудовищными последствиями. Царицынская газета «Волжско-Донской листок» в те дни писала: «Потоки воды, упавшие из туч, собравшись в русло р. Царицы, всею массою понеслись к устью. Был сначала слышен необыкновенный шум и рев, затем показалась водяная стена более двух сажен вышины, неудержимо стремившаяся по наклону русла, волна эта сносила все встречавшееся на пути. Стремительность воды была так велика, что валила свободно многолетние деревья в садах, сокрушала амбары, а донесшись до моста, выворотила поддерживающие его сваи, унесла с собою сваленные за мостом брусья, дрова, баржи и другие суда в Волгу». Две сажени – это почти четыре метра! Даже представить себе немыслимо: по руслу небольшой реки идет цунами! После этого шторма мост пришлось отстраивать заново. Убытки оценивались в десятки тысяч рублей. Вот такой крутой нрав имела Царица!
В Царицыне было такое понятие: «Царица играет». За этими словами было особое явление, когда уровень воды в реке мог меняться непредсказуемо и внезапно. Из-за этого на воде часто случались водовороты, открывались непонятно откуда взявшиеся течения – купаться здесь было очень опасно. Так, например, 23 марта 1898 года около пяти часов вечера к реке подъехал ломовой извозчик Филиппов. Это было у Кулыгинского взвоза (там, где сейчас склон под роддомом). Съехав с дороги, он заехал на телеге в самую воду, чтобы напоить лошадь. Внезапно накатила волна, да такая, что телегу вместе с лошадью и извозчиком подхватило и стремительно понесло по течению вниз. Филиппова чудом спасли подоспевшие мастеровые, а телегу и лошадь так и не нашли!
Вода срывала рельсы
Весной, когда таяли снега, Царица становилась особенно опасной. Бурные потоки, бегущие с верховьев, представляли собой грандиозное зрелище, на которое специально приезжали смотреть из дальних мест. В конце XIX века через Царицу (у самого места ее впадения в Волгу) построили новый железнодорожный мост. Сейчас об этом месте напоминает песчаный пляжик недалеко от «Гасителя». Поезд шел в те годы от грузового порта вдоль реки до самого нефтяного Нобелевского городка, то есть до нынешнего моста через Волгу, а потом этот путь протянули и дальше – до современного «Красного Октября». Через Царицу же перекинули, зная ее «игривый» нрав, капитальный железнодорожный мост – металлический, на каменном основании. И вот однажды весной за два дня Царица привела мост в полную негодность. В отчете железной дороги значилось: «Напором вод совсем испортило правую половину искусственного каменного ложа под мостом дороги, поломало рельсовые шпунты, покосило сваи и унесло каменную мостовую». Движение по железной дороге было прервано, десятки рабочих были срочно брошены на ликвидацию последствий стихии и предупреждение дальнейшего разрушения мостовых конструкций. Шум и рев от воды при этом был так силен, что его слышали по всей центральной части города.
Со временем все мосты, перекинутые через Царицу, пришлось сделать железобетонными, а через Астраханский мост еще и пустили трамвай. В те годы железобетонный мост был еще довольно дорогой вещью, редко какой уездный город мог похвастать таким мостом. В Царицыне же их было целых четыре. Самый нижний – около Волги – железнодорожный мост, затем Астраханский, соединявшийся со спуском с одноименной, ныне Советской, улицы. Далее – Кулыгинский, в районе современного роддома, и, наконец, величественный Виадук, стоявший на месте современной насыпи, что идет под железной и автомобильной дорогами от улицы Симбирской. Это грандиозное сооружение, не имевшее в свое время аналогов в России, пришлось сроить по самым высоким стандартам прочности – с учетом буйного нрава лежавшей под ним реки.
Деревянное судно весом под 13 тонн
Царица в нижнем течении была полноводной рекой, способной принимать все типы существовавших в то время речных судов, ходивших по Волге, в том числе и таких огромных, как беляны. Беляны были, пожалуй, самыми грузоподъемным речными судами в истории. Судно это было одновременно и кораблем, и материалом, который оно перевозило. Строились беляны в основном в верховьях Волги и Камы, на лесных «дачах», откуда лес сплавлялся потом вниз по Волге, в основном в Царицын. На месте начала сплава леса строилось огромное судно, которое по прибытии на место не только разгружалось, но и разбиралось целиком. Будучи "одноразовой" беляна могла доставить на место до 800 тысяч пудов (12 800 тонн!) леса. И вот такие огромные суда заходили в Царицу, где их разгружали и разбирали.
Дно оврага подняли на восемь метров
В XX веке все начало стремительно меняться. Строительство плотины на Волге изменило и нрав Царицы, которая стала постепенно мелеть, превращаясь в верховьях в пересыхающий временами ручей. К сожалению, тогдашние городские власти не стали думать о возможных мерах по спасению реки. Вместо этого была затеяно огромное по своим масштабам мероприятие – заключение Царицы в трубу и общий подъем уровня дна ее русла. И снова сложно представить себе, какой колоссальный объем работ был тогда произведен: дно современного оврага пришлось поднимать по всей ширине, в некоторых местах – на восемь метров! При этом засыпанными оказались многие дома, стоявшие у берега, все прибрежные сооружения и все мосты (разумеется, кроме Виадука).
Такой была река, давшая когда-то название нашему городу, о которой сегодня напоминает только огромный овраг, разрезающий центр города на две части.