Волгоградскому ТЮЗу 45 лет: «Мы учим быть людьми»

24 марта 2015

22 марта волгоградскому ТЮЗу исполнилось 45 лет. Хотя на самом деле ему 82 года. Вот такой временной парадокс – Театр юного зрителя рождался в Волгограде дважды. «Вечерка» изучила историю одного из старейших театров Волгограда.

 

 

Рожденный дважды

В газете «Поволжская правда» от 24 октября 1933 года появилась заметка, которая обозначила день открытия сталинградского ТЮЗа – 18 октября – премьерой спектакля «Принцесса Турандот». Эта газетная статья до сих пор хранится в архиве театра как единственный официальный документ, свидетельствующий об открытии и существовании в Сталинграде Театра юного зрителя. Удивительно, но упоминаний о нем нет ни в областном архиве, ни в Центральном архиве работников искусств.

Театр тогда «жил» полнокровной жизнью в одном из самых красивых зданий предвоенных лет по адресу: ул. Октябрьская, 16, в бывшем кинотеатре «Колизей» (сейчас это угол пересечения улицы Володарской и проспекта Ленина). Он объединял в себе детскую балетную студию, оркестр и даже театр кукол. Театр работал до начала боев под Сталинградом. Одним из последних спектаклей стал «Финист-ясный сокол», рассказывающий о светлой русской душе и любви к Отчизне.

23 августа 1942 года здание Сталинградского ТЮЗа было разрушено до фундамента прямым попаданием бомбы. Труппу из горящего города эвакуировали в Казань, где она стала творческой основой Казанского ТЮЗа. Там спектакль «Финист-ясный сокол» в постановке сталинградцев вновь всколыхнул публику. Под звуки стрельбы и рвущихся снарядов, поднимая боевой дух русских солдат, сталинградцы выходили на сцену, влюбляя в себя публику. А после войны актеры так и остались в Казани. Таким образом история Сталинградского ТЮЗа прервалась. Город оставался без детского театра 29 лет.

 

Здравствуй, театр!

Лишь 22 марта 1970 года волгоградский ТЮЗ вновь появился в нашем городе, но в новом здании по адресу: ул. Рабоче-Крестьянская, 42. С этого дня началась новая история Театра юного зрителя в городе-герое, которая пишется и сегодня.

Автором проекта стала архитектор Галина Кривкина, жар-птицу на фасаде здания создала Наталья Павловская, мастерству Александра Бровко принадлежат роспись и мозаика. Внушительных размеров зрительный зал, более 700 мест, был сооружен с учетов последних акустических новшеств того времени. Стены отделаны деревом, а пол устлан голубым ковром. Таким «дом» волгоградского ТЮЗа, в котором он «живет» по сей день, запомнился первым зрителям, ждавшим его 29 лет.

 

Первая роль Ливанова

«Отцами-основателями» нового ТЮЗа стали директор – заслуженный артист РФ Аркадий Александрович Высоцкий и главный режиссер – заслуженный деятель искусств РФ Вадим Иванович Давыдов. Новая история началась в 3 часа дня 22 марта спектаклем «Конек-горбунок» по сказке Петра Ершова. Кстати, с этого спектакля с роли Спальника начал свой творческий путь ныне известный артист МХАТ им. М.Горького Аристарх Ливанов, народный артист РФ

– Когда Ливанов говорил, у меня мурашки бежали по коже, – вспоминает заслуженная артистка РСФСР, старожил волгоградского ТЮЗа Валентина Кошаева.

Стал первой сценой волгоградский ТЮЗ и для Натальи Рязановой, заслуженной артистки РСФСР. Одну из своих лучших ролей сыграл на сцене волгоградского ТЮЗа и заслуженный Казахской СССР артист Виктор Тарасов.

– Он приехал к нам в 1971 году из Алма-Аты и сразу понравился зрителям своим раскатистым голосом и горящими голубыми глазами. Он сыграл Труффальдино в классическом спектакле «Слуга двух господ», на мой взгляд, лучше, чем Константин Райкин.

 

Публика влюбилась в сталинградцев

Актеры за 20 доперестроечных лет объездили более 40 городов Советского Союза, собрали тонны цветов и заслужили волгоградскому ТЮЗу признание как одного из ведущих театров страны.

– Осенью 1975 года мы поехали на гастроли в Одессу, где в это время работал МХАТ. Но так случилось, что все наши декорации и костюмы увезли не той дорогой, – вспоминает Валентина Кошаева. – Слава богу, что у нас в арсенале было несколько современных спектаклей. В чем приехали, в том и выступали. Это был беспрецедентный случай! Мало того, зритель оказался неуправляемым. Давыдов брал в руки микрофон посреди спектакля и говорил в зал: «Мальчик с пятого ряда, я тебя вижу. Не балуй!» Так мы боролись три дня, а потом зал начал замирать. Я никогда не забуду рецензию на наш спектакль – «публика влюбилась в сталинградцев». А потом пришли костюмы, и мы так играли, что обошли москвичей! Регулярные аншлаги, в среднем зал заполнялся на наших спектаклях на 70%, а у москвичей только на 30-40%. Мы проходили каждый раз как сквозь строй зрителей, а дорожку нам укладывали цветами.

Особенно неровно, по воспоминаниям Валентины Ивановны, к волгоградцам «дышала» Украина.

– Они произносили слово «Сталинград» с придыханием. А в Николаеве нас просто завалили цветами. В нашей памяти этот город так и остался городом цветов. Ими были завалены все наши гримерные, гостиничные номера. Цветы лежали просто на полу, потому что уже не во что было их ставить. Мы блистали, и театр блистал вместе с нами! – вспоминает Кошаева.

 

Театр для умных людей

Первый этап жизни Волгоградского ТЮЗа закончился в начале 80-х, когда произошла смена поколений. Театр вновь омолодился и открыл свои двери для новых экспериментов. Сменяющиеся главные режиссеры театра – заслуженный артист Украины Мальцев, Котов, заслуженный артист Грузии Басилашвили, Аронов, Серов поощряли инициативу молодых актеров. А с 2004 года волгоградский ТЮЗ возглавил бывший его актер и режиссер, заслуженный артист РФ Альберт Авходеев.

– Зритель за эти годы сильно изменился, – замечает Валентина Кошаева. – Редко кто хочет думать. Все ждут «танцулек» и «развлекаловки» и мало кто – классики.

Но ТЮЗ хоть порой и идет на поводу у социального заказа, остается верен себе – как трибуне, с которой актеры проповедуют хорошее и доброе.

– Мы хотим быть театром для всех: детей, подростков, взрослых, – замечает завлит волгоградского ТЮЗа Галина Беспальцева. – Мы стараемся быть театром для умных людей, который, развлекая, заставляет еще думать, сострадать, душевно развиваться. Одним словом – учит быть людьми.