Волгоградскому архитектору помогает Леонардо да Винчи

21 сентября 2016

Виктор Долгачев создал более 300 объектов: памятники, жилье, досуговые объекты. Но предмет особой гордости автора – 20 православных церквей, храмов, часовен.

Потрясающий эффект

– Мой отец был учителем в школе, преподавал черчение, рисование, историю, – рассказывает «Вечернему Волгограду» Виктор Долгачев. – Я был увлечен этими предметами, и вопроса выбора, куда поступать, особенно не стояло. Закончил Волгоградский инженерно-строительный институт (сейчас – объединенный Волгоградский политехнический университет) по специальности «архитектор».

После второго курса в вузе была живописно-ознакомительная практика, студенты ездили по северу и Золотому кольцу России, знакомились с православной архитектурой. Виктор Иванович с теплотой вспоминает преподавателей Валентину Михайловну Серебряную и Юрия Богдановича Колышева, которые сопровождали ребят в этой поездке и заложили базу для будущих профессиональных свершений.

– Были в Новгороде, Пскове, Изборске, Печерске, – перечисляет наш собеседник. – До этой поездки православную архитектуру я не очень воспринимал: на фоне архитектуры Греции, древнего Рима, европейской готики она казалась простой.

Но, увидев православные храмы, церкви, монастыри воочию, был потрясен. Особенно новгородская и псковская архитектура – она очень лаконична, строга и величественна – без «напылений».

Тогда-то у Виктора Долгачева и появилась мечта – строить церкви, но в советские времена это было невозможно...

Изюминку – в каждый типовой проект!

– Морально я был готов к тому, что мечта так и останется мечтой: не суждено, – вспоминает Долгачев. – Я смирился. Будучи верующим человеком, решил: как Богу угодно – пусть так и будет. После окончания вуза попал по распределению в Махачкалу, где проработал год, а затем вернулся на родину – в Новоаннинский район.

Здесь Виктор Долгачев устроился мастером в строительную организацию ПМК-218, где позже стал прорабом. Участвовал в строительстве районного Дворца культуры «Победа».

– Шел 1985 год, в СССР был дефицит качественных отделочных материалов. Дворец культуры строился по типовому проекту, такое же здание есть, к примеру, в Руднянском районе. А хотелось сделать наш дворец неповторимым.

Мой земляк работал в «Волгоградгражданстрое» замом по материальному снабжению. Он разрешил мне приехать на базу, где хранились материалы для ключевых объектов города – набережной, библиотеки имени Горького – и выбрать что-то для будущего Дворца культуры. Я выбрал кубинский мрамор, который предназначался для музея-панорамы «Сталинградская битва» в Волгограде, о чем я узнал потом. Привез пять ящиков – мы оформили им оркестровую яму.

 

После стройки ДК Виктор Долгачев был переведен на должность руководителя архитектурно-планировочной группы исполкома райсовета. Он проектировал множество городских объектов и каждому старался придать индивидуальность.

 

– В советские времена, когда все материалы были строго распределены, это было очень трудно. Заложить индивидуальные элементы в типовом проекте было можно, но выйти за рамки предельной стоимости – нет. Единственно, в проект всегда закладывают непредвиденные расходы – они составляли 2,5% средств. Вот в них мы и укладывались, чтобы придать строению индивидуальность. Например, в СССР делали типовые детские сады на 160 мест, мы решили выделить наш – сделали к балкону, расположенному на фасаде, три декоративных башенки, что создало индивидуальный вид здания.

Красоты православия

Мечта волгоградского архитектора о работе по восстановлению православных церквей смогла осуществиться в начале 90-х, после распада СССР.

– Мне предложили принять участие в восстановительно-реставрационных работах на храме Святой Троицы в станице Филоновской, она в девяти километрах от Новоаннинска. Храму в 1998 году исполнялось 200 лет. За пять лет мы должны были полностью отреставрировать его. Сложно передать чувство, которое я испытал, приступая к проектным работам. У меня не было сомнений, волнения. Сидел над чертежами сутки напролет, искал перспективу, благодарил Бога за возможность выполнять эту работу. В результате была сделана кровля, восстановлены формы, выполнен декор, снесены поздние лишние пристройки.

Еще одним знаковым для нашего собеседника объектом стал храм Архангела Михаила в хуторе Алексиковский Новониколаевского района.

– Он был переоборудован под школу, епархии здание передали уже в аварийном состоянии: не было ни куполов, ни алтаря, ни колокольни. Фотографий храма не сохранилось, можно сказать – проект с нуля. Я решил сохранить вековые православные традиции, но при этом внести современные решения для прочности. Дерево решено было облицевать кирпичом. Проведена интересная работа с окнами, мы их не меняли, но создали иллюзию двух остроконечных окон за счет стрельчатой арки, которую отлили из бетона. Такого архитектурного решения раньше в православной архитектуре не применялось.

На барабане храма окна также остроконечные – символ меча Архангела Михаила. И в целом внешне храм выглядит как воин-защитник.

«Подсказки» Леонардо

Виктор Иванович признается: одной фантазии не всегда хватает, он постоянно пополняет знания профильной литературой по истории и архитектуре, они необходимы для воплощения новых идей. Так, однажды на помощь нашему собеседнику пришел Леонардо Да Винчи.

– При работе над интерьерами духовно-просветительского центра «Архангел» в Новониколаевском районе мы сделали в одном из помещений имитацию убранства часовни. В других развесили на стенах чертежи, чтобы ребенок заходил и знакомился не только с православием, но и православной архитектурой, видел основные элементы: разрезы, фрагменты кладки, своды. Каждый такой чертеж подписан. Идея возникла после прочтения книг про итальянского ученого, художника и изобретателя Леонардо да Винчи.

У да Винчи наброски выполнены на пожелтевшей бумаге коричневыми чернилами. В центре «Архангел» Виктор Долгачев также окрасил стены в цвет пожелтевшей бумаги, сами чертежи выполнены коричневыми красками, имитирующими чернила. Как и Леонардо, надписи Долгачев сделал от руки, чтобы сохранить ощущение наброска.

А уникальную идею баптистерия новоаннинцу предложил отец Константин, настоятель храма Архангела Михаила.

– Баптистерий – это здание, предназначенное для совершения таинства крещения, – поясняет Виктор Иванович. – В баптистерии, например, крестили князя Владимира. В Волгоградской области не было ни одного такого объекта. Мы решили воссоздать баптистерий рядом с храмом Архангела Михаила. Внутри находится купель в виде креста. По обе стороны небольшого здания – два помещения (отдельно для мужчин и женщин) с душевыми и местами для переодевания.

Сейчас Виктор Иванович работает над новым проектом – храма в Урюпинском районе, с использованием элементов византийской и русской православной архитектуры.

– У православных храмов своды обычно слишком темные, а например, в новом храме мы сделаем каскад сводов с окнами, благодаря чему каждый ярус свода будет освещен. Купол будет в византийском стиле – синтез шлема и пасхального яйца, разделенного на небольшие доли.

В 2014 году Виктор Долгачев за работу по восстановлению православных церквей указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла награжден патриаршим знаком «700-летие преподобного Сергия Радонежского».

– Мне приятна награда, она для меня очень значима, и я верю, что с намеченного пути не сойду и надеюсь на его продолжение.