Волгоградский учитель рассказал об актуальности анекдота про 1,5 ставки

Лечить и учить у нас могут, как известно, все. А потому учитель как специалист подчас не воспринимается всерьез – ему можно указать на ошибки, а то и вовсе «поставить на место». В преддверии праздника труда мы разбирались в особенности профессии педагога.
Наш собеседник – Петр Байкалов, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2017», директор новой школы «Долина знаний». Это учебное заведение является знаковым для Волгограда – объект построили с нуля впервые за четверть века. Решение было принято губернатором Андреем Бочаровым. Он контролировал ход работ, вникал во все нюансы – наверное, поэтому, говорят родители и педагоги, проект получился на отлично.
Петр Васильевич, сейчас все чаще говорят про образовательные услуги, но ведь педагог неизбежно воспитывает. Что все‑таки должно входить в компетенцию учителя?
– Дмитрий Иванович Менделеев сказал: «Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». И с этим сложно спорить. Учитель неизбежно должен быть хорошим воспитателем, помимо того, что он обязан хорошо знать свой предмет. Причем воспитание – это не назойливое зудение об определенных правилах, а умение направить ребенка по тому пути, который подсказывают его задатки, особенности его личности, но который может быть не очевиден самому ребенку. Ребенок ведь крайне редко готов выйти из зоны комфорта, приложить какие‑то усилия для того, чтобы сделать шаг в сторону. Не помочь ему в этом нельзя, жестко толкать вперед, ломать через колено тоже нельзя. Нужно создавать ситуацию, в которой он почувствует свою успешность, загорится. В этом основная сложность работы учителя, но в этом и чуть ли не основная его задача: подвести ребенка к открытию новых знаний, к тому, чтобы он открыл самого себя. Учитель должен брать на себя ответственность за это.
Именно поэтому, когда мы слышим от нового министра просвещения, что педагогическая деятельность – это не сфера обслуживания, это служение, мы очень благодарны за эти слова. Это единственно верное понимание работы учителей.
Но это служение предполагает большую эмоциональную нагрузку. Как педагогу справляться с этим?
– Есть две вещи, которые категорически запрещены: физическое и психологическое насилие. Это вещи из ряда вон выходящие, и если они доказаны, то учитель будет уволен.
Однако есть ситуации, в которых учителя и вся школа в целом заведомо считаются виновными. Так, например, если в свободное от учебного процесса время (даже на отдыхе с родителями и на каникулах) с ребенком произошел несчастный случай или он сам вел себя противоправно, обвинят школу – что она не научила, не провела необходимую профилактическую работу.
Сейчас иногда складывается ощущение, что школа отвечает за все и каждый учитель в отдельности должен двадцать четыре часа в сутки держать руку на пульсе. К сожалению, сейчас нет такого нормативного документа, который бы четко разграничивал обязанности учителя, родителя и ученика, чтобы каждый из них понимал, за что он отвечает и на что имеет право. Однако все педагоги ждут его с нетерпением, и это объективная необходимость.
Не менее важно, кстати, чтобы в документе прописывалось и право учителя на личную жизнь. Сейчас ведь никто не хочет понимать, что у учителя есть своя семья, что за стенами школы он тоже человек. Ему могут позвонить поздно вечером или даже ночью, чтобы спросить домашнее задание или высказать свои претензии. Это ведет к выгоранию.
Вы работает педагогом уже почти 25 лет. Что за это время изменилось в профессии? Назовите основные плюсы-минусы.
– Поменялся, конечно, статус учителя, когда он из авторитетного специалиста превратился в человека, с мнением которого иногда никто не считается. Тем не менее в профессию в последние годы идет все больше молодых, а это говорит о том, что престиж школы поднимается. На это же, по‑моему, указывает и направленность последних нацпроектов. То есть необходимость заниматься сферой образования признается уже на всех уровнях общества, включая власть.
Изменилась за последние годы и зарплата. В 90‑х годах ее могли не платить по полгода, в 2000‑х платили регулярно, но она была мизерной. Сейчас она увеличилась, хотя, конечно, нельзя сказать, что она соответствует тем психоэмоциональным затратам, которые свойственны работе учителя и что вообще эта зарплата достаточна. До сих пор актуален анекдот: «Почему учителя работают на полторы ставки? – Потому что на одну кушать будет нечего, а на две – некогда».
В лучшую сторону изменилось оснащение современных образовательных учреждений.
Расскажите о тех подводных камнях, с которыми пришлось столкнуться в первый год работы такой крупной школы, как ваша?
– Новая школа требует очень много времени на формальные вещи: оформление нормативных документов, прохождение постоянных проверок, аттестации, заказ учебников. Были проблемы с формированием классов и приемом педагогов, учитывая, что предугадать даже примерное количество учеников было невозможно: на момент приема заявлений их было более шестисот, сейчас около тысячи, и сколько будет в следующем году – опять неизвестно (мы предполагаем рост количества учащихся на 44 %).
Поэтому оставалось крайне мало времени на то, чтобы работать над сплочением педагогов, детей, коллектива родителей. Все пришли из разных школ, у всех были разные ожидания, всем требовалось время для адаптации. Конечно, за год все не успели. Например, придется перенести образовательную и воспитательную работу с родителями. Что имеется в виду? Мы планируем регулярно проводить в школе родительские дни, на которых родители смогут участвовать в общих мероприятиях: будь то спортивные состязания или, например, мастер-классы по безопасности в интернете. Ведь многие родители хотели бы знать, на каких сайтах «обитают» их дети, но не умеют это отслеживать, не умеют ограничивать к ним доступ. А мы можем обучить этим и другим IT-тонкостям, равно как и устранить пробелы в понимании родителями требований отдельных школьных предметов.
Еще будем развивать дополнительное образование. Изначально предполагалось, что в нашей школе будет пространство для свободного развития личности учащихся – дети смогут выбирать кружки и секции по всем направлениям, причем и платным, и бесплатным.
Но ведь и успехи тоже есть?
– Конечно. В школе, например, замечательно работает школьное самоуправление. Гости отмечают, что наши дети чувствуют себя здесь как дома. А мы работали над этим: изначально ставили задачу максимально раскрыть детей. Для этого устраивали творческие состязания, каждому желающему предоставляем возможность проявить себя и принять участие в жизни школы.
С этим прицелом я изначально подбирал педагогов: главным было, чтобы учитель видел в ученике прежде всего человека, с его интересами и противоречиями, а не ребенка, который должен соответствовать определенным стандартам. По итогам года понимаю, что не ошибся в кадрах.
Юлия Казанджан. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.