Волгоградский Папа Карло оживляет не только кукол
Плотники уходят в прошлое. Сейчас неинтересны добротные комоды из красного дерева или дубовые серванты ручной работы – это дорого и громоздко. Проще и дешевле купить что-то из пластика или ДСП. Но разве в пластике есть душа? «Вечерка» нашла таких деревянных дел мастеров, что в их руках оживают даже куклы.
Накануне Дня мебельщика, празднуемого 13 июня, "Вечерка" расскажет об удивительных волгоградцах, приручивших дерево.
Куклы так похожи на людей
Настоящий Папа Карло, добрейший старичок в подсобке, труд которого развлекает пять поколений волгоградцев, трудится в стенах областного театра кукол. Александр Николаевич Хапугин пришел в театр после армии в 1974 году. Он и не думал, что свяжет с театром всю жизнь.
– Ой, я даже и посчитать не смогу, сколько уже их было у меня: Лисички, Колобки, Волки, Буратино, Мухи и Кощеи – тысячи героев из дерева. И каждый должен сгибать ручки, поворачивать головой, улыбаться и хлопать глазами. Каждая кукла требует внимания, это не механическая работа, а процесс сотворения жизни, – повествует Александр Николаевич.
В его руках куколка из нового спектакля "Золотая рыбка". Он бережно поддерживает ее за головку и рассказывает о механизме работы.
– В театре у нас в основном тростевые куклы. Управляются она тростями, закрепленными на руках. Движения головой производит центральная трость, на которой она крепится. Под каждого актера создается специально рассчитанная на него куколка. Тут у нас только индивидуальный подход, – рассказывает мастер.
Александр Николаевич не считает свое дело каким-то удивительным, говорит, что никакого чуда в создании куклы нет. Эскиз рисует художник, ему остается только разработать механизм. Однако от мистики мастер не отказывается.
– Я годами собираю кукол, изучаю их мимику, жесты, движения. Куклы для меня до сих пор таят загадку, – мастерская Хапугина с потолка до пола заставлена стеллажами с различными куколками. – Я все думаю, когда в нее вселяется душа? А по-другому и быть не может, все они как живые. Думаю, когда девочки-бутафоры рисуют им глаза, вот тогда уже понимаешь, она живая!
В свои 64 года волгоградский Папа Карло не думает о пенсии. Он работает с 7 утра и до глубокой ночи, порой на одну куклу уходят недели. Александр Николаевич не отдает ее, пока полностью не будет удовлетворен своей работой. О кукольном мастере знает вся область. Малые театры кукол приносят ему чинить сломанных артистов. Он с удовольствием возвращает им былую легкость.
– За годы работы ко мне не пришел ни один ученик, никто из молодежи не желает вот так, в темноте, годами создавать кукол. Неинтересно это мастерство. Я переживаю, кто займет мое место? Детей без кукол оставлять нельзя! – рассуждает Александр Николаевич.
Гигантомания на сцене
Еще один удивительный мастер работает в стенах Театра юного зрителя. Резные балконы, срубы, винтовые лестницы – его рук дело. Сергей Скучинин до кризисных 90-х работал в столярной мастерской. Очереди выстраивались из клиентов. Но потом заказы прекратились, и о плотничестве пришлось забыть на долгих 10 лет.
– Дерево, оно же живое. Ты его чувствовать начинаешь, знаешь, где убрать лишнего, где оставить все как есть. Когда меня пригласили в театр, я подумал, что шутят. Кому нужен сейчас человек, создающий мебель? А нет, позвали, документы оформили и сразу попросили сделать двери в театр. Гордость берет, когда видишь, как детки, восторженно задрав головы, изучают их при входе. Большего и не пожелаешь! – делится мастер.
На лето у Сергея огромные планы. ТЮЗ ставит "Ревизора" Николая Гоголя. Круговая деревянная композиция в 11 метров занимает всю студию мастера. Пока готовится только каркас. Увидеть, как будут выглядеть декорации, можно только по макету, представленному в масштабе 1:40.
– Подготовка к спектаклю идет от 2 до 3 месяцев. За это время мне необходимо создать не только декорации, но и элементы мебели, соответствующие тому времени. Большое наслаждение – копировать творчество мастеров прошлых столетий. Как они работали над малейшими деталями, не упускали ничего. Сейчас все одинаковое, штампуется машинами, мы уже давно потеряли себя в этих однотипных вещах, – делится мыслями Сергей.
Работы Сергея хранятся в специальных сценических карманах. Многие вещи универсальны и путешествуют из спектакля в спектакль. Другие – уникальны, и при большом желании мастер мог бы продать их за неплохие деньги.
– Не в деньгах счастье, а в эмоциях. Когда антураж соответствует описываемой эпохе, спектакль смотрится совсем иначе. Ты начинаешь по-настоящему верить в то, что видишь, – уверен плотник.
Рояль в кустах
Похвастаться умением создавать помимо прочего и музыкальные инструменты могут плотники Нового Экспериментального театра. Анатолий Пожарский и Александр Андреев – специалисты высшего класса. Создают абсолютно все – от античных тронов до фортепиано.
– Дерево не отпускает меня уже 20 лет. Мастерю и на работе, и дома. Редко бывает, что выполняю реставрационные работы. Недавно вернул былой лоск стеллажу 19 века. Но это дело совсем не благодарное, очень муторное, а платить за него никто не готов. Поэтому отрываемся на театральной мебели. Здесь фантазия безгранична, – говорит Анатолий.
Мастера, как и многие их коллеги, самоучки. Нигде специально азам плотницкого дела не обучались. С детства не выпускали из рук инструменты, постоянно что-то создавали.
– В свободное от работы время я мастерю резные шкатулки. Всему театру уже их раздарил. Удобнейшая для девушек вещь, хранят в них своих драгоценности. Иногда трудишься и не замечаешь, как время пролетает. Ни есть не хочется, ни спать, полностью поглощает тебя процесс. Удивительное дело! – рассказывает Александр.
– На спектакль "Сотворившая чудо" мы делали двухэтажные декорации с лестницами, беседками и деревьями с двигающимися листиками. Вот это труд, я вам скажу! Мы работали три месяца, по кусочкам собирали его идею. И когда увидели результат, не поверили, что создали такую красоту, – вспоминает Анатолий.
Сейчас мастера собирают пианино, оно должно выглядеть как настоящее и даже играть! Что получится у плотников, можно будет увидеть осенью, посетив комедию "Странная миссис Сэвидж".
Маргарита Бабанова.