Волгоградский окулист учит близоруких детей: "Берите пример с Шварценеггера"

23 июня 2015

Фото маргарита бабанова

Многие врачи говорят: если уж зрение начинает падать, остается лишь успевать менять очки. Размытый мир – реальность для 50% детей и подростков. Офтальмолог Владимир Коротков уже 35 лет доказывает: близорукость излечима!

 

 

Доктор-отшельник
 

Выросший в семье медиков, Владимир ни минуты не задумывался, кем хочет стать. Правда, поступив в медуниверситет, даже не мыслил о профессии окулиста: мечтой была хирургия. Но оказалось, что специальность эта на любителя.


– Каждая профессия ориентирована на психологическую готовность человека, я для себя понял: быть по локоть в крови ежедневно я не готов, а вот даровать людям зрение – это пожалуйста, – вспоминает Владимир Николаевич.


Окончив университет, устроился в детское глазное отделение областной больницы, в котором проработал 15 лет. "Нас преследовала работа с документами, всевозможные симпозиумы, семинары, встречи, – рассказывает доктор. – В итоге я ушел и открыл свой кабинет. С 2000 года я не был в отпуске. Зачем? Я не устаю, с детьми и сам становишься моложе".

 

 

Болезнь ленивых

 

Обстановка кабинета аскетична. Стол с чемоданчиками для диоптрий, пара советских аппаратов и таблица для проверки остроты зрения.

 

– Сегодня должен принять 30 человек. Приехали на повторный сеанс ребята из Тулы, Элисты, Самары и Москвы. Москвичей вообще подавляющее количество. У них только осмотр в десять раз дороже стоит. Вот и приезжают ко мне, – говорит Владимир Николаевич. – Есть пациент даже с Камчатки. Родители готовы лететь через всю страну, лишь бы дать своему ребенку возможность видеть мир.

 

 

В чем же секрет специалиста?


 

– Причина близорукости одна – гиподинамия, – уверяет врач. – Мы не работаем в поле, не ухаживаем за скотиной, физический труд сведен к минимуму. Сидим с детских лет в телефоне, потом за партой, после в офисе. Происходит ослабление мышц позвоночника, в основном страдает шейный отдел, в частности, третьи-четвертые шейные позвонки. Где-то перенапрягся – растягиваются связки между позвонками, случается гипермобильность позвонков. Мышцы борются с этой подвижностью по-своему, напрягаются и прилепливают друг к другу два позвонка. Так они защищают суставную поверхность. С одной стороны, это хорошо, не будет остеохондроза, но с другой, шишка, образовавшаяся при сцеплении, пережимает околопозвоночную артерию, подающую кровь в мозг. От этого на 5-7% сокращается поступление крови. На большинство мозговых ядер это сокращение не влияет, страдает лишь то, что отвечает за работу мышцы хрусталика. От недостатка кислорода она начинает слабеть. Зрение постепенно падает.

 

По словам доктора, мышца хрусталика ничем не отличается от других человеческих мышц. Ее необходимо в прямом смысле слова подкачивать: не препаратами, как советуют многие окулисты, а упражнениями.

 

– Я всегда ставлю детям в пример Арнольда Шварценеггера, его мышцы не действие препаратов, а результат долгих трудов. Он все делал сам.

 

 

Авторский метод

 

Свой способ лечения врач разработал, опираясь на труд советского ученного Александра Гашевского. Для 50-х годов прошлого столетия его взгляды были слишком передовыми.


– Он выработал принцип: если человек смотрит в книгу и сводит глаза, хрусталики автоматически принимают более выпуклое положение, вдаль глянул – хрусталики сплющились. И тут он подумал: а если развести глаза в сторону, то, может, они станут сверхплоскими? Сам человек этого сделать не может, а вот специальная призма награждает временным расходящим косоглазием. Я наткнулся на его разработку в одном из сборников научных трудов, и начал опытным методом дорабатывать теорию, – делится офтальмолог.

 

Подбирают призмы индивидуально для каждого пациента, в смешных очках дети напоминают инопланетян. Двигаются по кабинету как акулы – из стороны в сторону, тихо и без остановок.

 

– Упражнение простое: они фокусируются на одной букве, добиваются четкого изображения и отходят дальше. Потом опять приближаются, выбирают уже другую букву, и так в течение 20 минут. Хрусталики в это время абсолютно плоские, а это значит, и близорукость становится ниже, – поясняет работу метода Коротков.

 

13-летний Владик из Самары приезжал на каникулы к бабушке в прошлом мае. Заботливая пенсионерка привела его к Короткову. За четыре курса лечения зрение школьника с -4,5 поднялось до нормы.

 

– Тут все зависит от желания пациента. Я им говорю, вы должны поставить себе цель: хочу хорошо видеть. Хотя бы на три недели, пока длится курс, никаких развлечений, прогулок, влюбленности! Нужно заниматься и работать над собой.

 

Даже 4,5 диоптрии – не предел для врача. Несколько лет назад он избавил от очков девушку со зрением в -8,5. Потребовалось пять сеансов, и размытый мир приобрел четкую структуру.

 

 

Кому выгодна слепота?

 

Коротков отмечает, что полностью справляются с близорукость лишь 20% пациентов. Но улучшается зрение практически у всех.

 

– У ребенка хрусталик гелеобразный, в 20 лет формируется твердое ядрышко, к 40 годам оно разрастается и достигает капсулы, хрусталик становится жестким. Накачать эту мышцу уже нереально. Но наши окулисты при оптических салонах, зная это, продолжают назначать процедуры по стимулированию хрусталика для взрослых пациентов. Хотя все это тщетно и напоминает выколачивание денег.

 

По его словам, система хочет, чтобы человек носил очки, это прибыльно, поэтому и лечить близорукость никто не собирается, иначе падет целый сектор экономики.


– Оптики ждут не дождатся, пока мы все дружно начнем слепнуть. Им нужны деньги, а не наше здоровье. То же самое творится и в центрах лазерной коррекции зрения. За годы без операций я пришел к принципу: чем хуже лечим, тем больше режем. Ведь даже банальный аппендицит можно вылечить заранее хорошими антибиотиками. А при близорукости вообще нет хороших операций.

 

Маргарита Бабанова.

 

Только цифры

Каждый третий житель планеты страдает близорукостью

30-45% составляет близорукость среди учащихся

5% – ежегодный прирост детей с близорукостью
 

 

Совет специалиста

Упражнение для мышц хрусталика
Нарисуйте точку на оконном стекле на расстоянии глаз ребенка. Ежедневно по два раза в день смотреть сначала несколько секунд на точку, потом вдаль. Повторять процесс в течение пяти минут.

 

DNG