Волгоградец собрал дельталет ради «бабочек в животе»
Бьюсь об заклад, каждый из вас хоть раз мечтал о крыльях. Житель Светлого Яра Владимир Бобиченко тоже. Элементарные знания физики, немецкий движок, три года увлеченной работы… И человек взлетел!
Собрать мечту? Легко!
Владимир Бобиченко – коренной светлоярец. По профессии энергетик, работает в должности директора местной коммерческой фирмы. Говорит, самолетами увлекался с детства и мечтал, что когда-нибудь обязательно будет летать на собственном аппарате. Несколько лет назад Владимир серьезно решил во что бы то ни стало осуществить мечту. А помогла ему в этом Ассоциация экспериментальной авиации, в которую он вступил посредством сети Интернет. Здесь на авиафоруме бывалые летчики-любители наперебой делились советами по сборке самодельных летательных аппаратов. И Владимир Бобиченко сам не заметил, как в его гараже появились все необходимые запчасти для будущего дельталета.
В течение трех лет, основываясь на знаниях школьной программы по физике и следуя советам единомышленников из Интернета, наш герой собирал свою мечту. Конструировал после работы, зачастую до глубокой ночи. Сейчас Владимир утверждает: в этом не было ничего сложного.
– Здесь все ясно, как Божий день. Сначала я поставил наш «бурановский» двигатель, но он был очень тяжелый, а вес всего аппарата не должен превышать 115 килограммов, чтобы можно было летать без регистрации, – рассказывает пилот-любитель. – Тогда пришлось купить немецкий движок. Он намного легче и мощнее, правда, стоит, как автомобиль (смеется). Дальше поставил рессору, колеса прикрутил, сиденье тоже купил, винт, крылья, поставил авиационные приборы, сделал из стеклопластика нос.
Остановиться невозможно
Ощущения от первого полета незабываемы.
– Я тогда не знал этого нюанса – полетел с застопоренным крылом и чуть не убился, – вспоминает Владимир Бобиченко. – А вообще ощущения были мощные и сильные, наверное, это называют «бабочками в животе». И жутковато, и невероятно захватывающе! Всю гамму чувств, конечно, не передать словами. Чтобы понять, что это такое, надо попробовать. А когда попробуешь, уже не сможешь остановиться.
И Владимир не останавливался. Съездил в Краснодарский край, там полетал над Крымском. Был на авиационном фестивале «Крылья Отчизны» в Крыму. Но в основном парит в родном волгоградском небе.
Несколько раз в году вместе с такими же любителями небесного экстрима из других районов области и Волгограда собираются на «аэродроме» – на месте бывшего стана совхозной бригады. Разбивают там лагерь и живут неделю, выжидая летную погоду.
– Мы поднимаемся на высоту около четырех с половиной километров и летаем по два, три часа, а то и больше, – рассказывает Владимир Бобиченко. – Летим, разглядываем окрестности, мой товарищ Вячеслав Белицкий, который, кстати, мне помогал собирать дельталет, обычно сидит сзади и работает фотокорреспондентом. Кстати, в небе совсем не холодно, а вот когда садимся, уже возле земли сильно замерзаем.
Птицы ругаются, полицейские машут
На появление в небе неопознанного летающего объекта местные жители реагируют по-доброму, даже полицейские на посту машут, приветствуя пилотов. Бывают в небе и свои курьезы.
– Иногда мы встречаемся с птицами, – говорит Владимир. – Один раз неподалеку от нас в небе два огаря – самка и самец – учили летать своих птенцов. Мы взлетели, успели только увернуться, чтоб их не сбить. Так они обернулись на нас и давай ругаться, кричать, мол, что это за птица такая железная им помешала. Не раз сверху видели и зайцев, и стадо кабанов, и гусей гоняли.
– Насколько безопасно летать на таком самодельном аппарате? Ведь вы фактически сидите в чистом небе, удерживают только ремни! – поражаюсь я.
– Безопасность и в самом деле обеспечивается только ремнями, – отвечает собеседник. – Но даже если вдруг в небе мотор заглохнет, можно спланировать, ведь у крыльев большая площадь. Главное, чтобы было куда садиться.
На протяжении всей нашей беседы Владимир Бобиченко не раз упрямо повторял, что собрать дельталет может едва ли не ребенок. Нетрудно, по его словам, и научиться им управлять. Нужно лишь очень сильно захотеть и не останавливаться ни перед чем. «А крылья есть у каждого, – уверен пилот-любитель. – Нужно их только расправить».
Ирина Соколова
Фото Юлии САФОНОВОЙ и из архива Владимира БОБИЧЕНКО